В послевоенном 1947 году на Киевском государственном заводе "Арсенал" был начат выпуск фотоаппарата Киев 2. По тем временам эта камера вобрала в себя всё лучшее, что было в фотоаппаратостроении и являлась точной копией немецкого Contax II. В первое время для их производства использовали оригинальные комплектующие Contax, вывезенные из Германии. Фотоаппарат был рассчитан на опытных фотографов для получения высококачественных снимков для научно-исследовательской работы, технической фотографии, фоторепортажа. Он позволял делать снимки, которые можно было увеличивать без потери качества до 30х40 см. Широко использовался профессиональными и спортивными фотокорреспондентами, т. к. имел очень короткие выдержки 1/500 и 1/1250 сек.. Из его главных особенностей нужно отметить затвор из металлических шторок с очень большим диапазоном выдержек даже для более поздних и хороших фотокамер. Затвор двигался не справа-налево, как у всех щелевых, а сверху-вниз. При этом достигалась бо́лее равномерная яркость кадра по его пощади. Итак выдержки имели значения: "В", 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/125, 1/250, 1/500 и 1/1250 сек. Имелся автоспуск с задержкой около 15 сек. Крепление объектива байонетное, его так и называли - байонет Contax-Киев , что позволяло легко и быстро их менять. Штатный объектив Юпитер-8 2/50.
Специально для этих фотоаппаратов выпускались также и сменные объективы "Юпитер" с F= 35, 50, 85 и 135 мм. и сменные видоискатели к ним. С 1970 года фотоаппараты выпускались со штатным светосильным объективом Гелиос-103 1,8/53. Для перезарядки плёнки снималась задняя крышка.
В фотоаппарате использовались специальные двухцилиндровые кассеты, у которых при закрытии воротков задней крышки открывалось широкое окошко для протяжки плёнки и плёнка ни обо что не тёрлась (как в обычных кассетах о бархатку) и на ней не появлялись лишние царапины. Можно было использовать вместо приёмной катушки такую же кассету, тогда отпадала необходимость в перемотке плёнки после её окончания. Но также можно было использовать и обычные, более привычные кассеты, кроме модели 4АМ с несъёмной приёмной катушкой.
Наводка на резкость осуществлялась зубчатым колесом в верхней лицевой части камеры рядом с головкой взвода затвора. В положении шкалы объектива на бесконечность он блокировался и, чтобы его начать вращать на другие значения расстояний, нужно было нажать пальцем на пластину за колёсиком-шестерёнкой на передней части верхней панели и провернуть его его влево. После этого расстояние до объекта можно было регулировать этим же колёсиком или вращением кольца объектива до совмещения двух изображений (одно из них жёлтое) в поле визирования окуляра встроенным дальномером. База у дальномера очень большая и точность измерения тоже, но при регулировке колёсиком, нужно всё время следить, чтобы палец не перекрывал окошко дальномера, или вращать сам объектив ( удобнее левой рукой). Для смены объектива нужно нажать на фиксатор в виде плоской пружины с головкой на внешней части байонета, которая позволяла слегка повернуть весь объектив и отделить его от фотоаппарата. Вставляя другой объектив достаточно его повернуть до щелчка фиксатора.
Крышка фильмового канала снималась после поворота двух откидных скоб на 180 градусов. При их повороте, если использовалась двухцилиндровая кассета, она сама закрывалась и её можно было вынимать.
Обычная кассета просто вытаскивалась... Вообще-то двухцилиндровые кассеты это отдельная тема и заслуживает отдельной статьи, но не здесь и не сейчас. Ещё хочется сказать, что к всем этим моделям и их создателям есть один упрёк - все они выпущены под одним названием, в смысле надписи на корпусе. Просто Киев, ниже Kiev. И всё. Ни номера модели, ни года выпуска, ничего. Только по справочникам с описанием и фотографией внешнего вида можно их различить. Для тех, у кого есть такие фотоаппараты я привожу их фотографии с названиями. Пусть кто-то потратит меньше времени для определения своей модели.
Отличия моделей:
Киев-2А (1956-1958 г.) от Киев-2 — добавлен синхроконтакт.
Киев-3 (1952-1955 г.) — в фотоаппарат был добавлен встроенный экспонометр с открывающейся защитной крышкой. Расположен на верхней панели над объективом. Изменены форма и размер головки выдержек. У меня его пока нет.
Киев-3А (1956-1958 г.) добавлен синхроконтакт.
Киев-4 (1957- 1979) — изменены головка выдержек, задняя крышка и уменьшен вертикальный размер экспонометра.
Киев-4АМ (1980-1985 г.) — без экспонометра, изменены головка взвода затвора и обратной перемотки (рулетка). Добавлен синхроконтакт типа "Горячий башмак", приёмная катушка стала несъёмной.
В Киев-3, Киев-3А и Киев-4 имеется встроенный селеновый экспонометр, несопряжённый с механикой фотоаппарата. Его селеновый элемент закрыт крышечкой, которая поддавочкой на её оси открывается вверх.
На левой стороне верхней панели под головкой обратной перемотки расположен калькулятор выдержек. На разных моделях он выглядит немного по разному, но работает одинаково. На нём выставляется чувствительность плёнки и предпочтительная выдержка или диафрагма (приоритет). Затем вращением внешнего кольца стрелка экспонометра совмещалась с ромбиком на его шкале, и на дисках калькулятора выбиралась пара выдержка-диафрагма. Если стрелка не дотягивалась до ромбика, то смотрели ближайшую цифру на шкале. Это множитель, и на эту цифру увеличивалась длительность выдержки на шкале калькулятора и это значение выставлялось на фотоаппарате. Но для увеличившихся при этом выдержках приходится пользоваться спусковым тросиком или автоспуском.
Головка выдержек совмещена с головкой взвода и, после взвода затвора, она оттягивалась вверх и по цифрам на её боковой или верхней поверхности (в зависимости от модели), выдержка выставлялась для съёмки при считанной с калькулятора и установленной диафрагме.
Спасибо, что хватило терпения дочитать. Если нашли ошибку, напишите, исправлю. Текст длинный и немного путанный.
Моё видео об этой камере
Подписывайтесь и оценивайте. Пролейте бальзам на душу автора...