В 70-е годы прошлого века в Советском Союзе был проведен удивительный эксперимент на людях, имевший огромное значение для педагогики, психологии и философии. По месту проведения его назвали Загорским.
Речь шла о детях, которые были лишены зрения и слуха. Для таких детей в Загорске (Сергиев Посад) в 1963 году открыли специализированный интернат. Руководили его работой ученые-дефектологи И. А Соколянский и А. И Мещеряков. В 1970 году было решено проверить, смогут ли дети с такими особенностями получить высшее образование и работать по специальности наравне с обычными людьми.
К эксперименту подключился философ, преподаватель МГУ Эвальд Ильенков (1924-1979). Его интересовал философский аспект проблемы - как развивается сознание при ограниченных возможностях получения информации из внешнего мира. Он считал, что человеческий интеллект находит возможности своего проявления даже в таких сложных условиях, только надо помочь процессу специальными методиками, и хотел это доказать. Тут надо напомнить, что люди большую часть информации об окружающем мире получают благодаря зрению, на втором месте слух.
И вот теперь представьте детей, которые лишены зрения и слуха, и у них остается только три органа чувств - обоняние, осязание и вкус. Может ли из такого ребенка вырасти интеллектуально полноценный человек, к тому же имеющий высшее образование? Это требовалось проверить.
Были отобраны четверо детей, три мальчика и одна девочка.
- Юрий Лернер, ослеп в 4 года, оглох к 7 годам, в интернат поступил в 17 лет.
- Сергей Сироткин — с рождения был тугоухим и слабо видел, к 5 годам ослеп. В интернат пришел в 14 лет.
- Наталья Корнеева — с 2 лет стала слабовидящей и тугоухой, к 9 годам оглохла полностью. В интернат пришла с 13 лет.
- Александр Суворов — с 4 лет слепой, с 9 глухой. В интернат пришел в 11 лет.
Как видим, все эти дети с рождения не были абсолютно слепоглухонемыми, так что чистота эксперимента сразу ставилась под сомнение оппонентами Ильенкова. Тем не менее, результаты впечатляют.
Ильенков считал, что слепоглухота не создает особых проблем в процессе познания, но только усугубляет их. При грамотной помощи все преодолимо. В первую очередь ребенка учат удовлетворять свои биологические потребности. И это происходит через деятельность. Взяв руки ребенка в свои, педагог учит его пользоваться ложкой, одеваться и т.д., то есть этот основополагающий культурный опыт приходит через совместное действие.
В этой методике важным моментом становится переход к самостоятельности. Этот шаг для ребенка буквально революционный. Он начинает сам что-то делать, осознает предметы и их назначение, начинает ориентироваться в пространстве. Идея Ильенкова была в том, что мышление и практическая деятельность связаны воедино и составляют содержание друг друга.
Загорские дети за 7 лет освоили курс средней школы, после чего сдали экзамены и поступили в 1974 году на психологический факультет МГУ. Разумеется, им требовались особые условия, так, например, с ними на занятия ходил сурдопереводчик, а книги для них переводили на язык Брайля при помощи специального устройства - телетактора. Учились они 6 лет, вместо обычных пяти.
К сожалению, сам Ильенков не дожил до получения диплома его подопечными. Он умер в 1979 году, предположительно, в результате самоубийства, так как много пил и впал в депрессию. Тому было много причин.
А участники эксперимента успешно закончили университет и начали трудовую деятельность. Юрий Лернер работал в Загорском интернате, занимался скульптурой, умер в 2003 году. Сергей Сироткин защитил диссертацию по философии, является председателем Совета по работе со слепоглухими и также председателем Комиссии при Европейском союзе слепых. Наталья Корнеева работала в Психологическом институте РАН, вышла замуж, родила детей. Александр Суворов стал доктором психологических наук, профессором, занимается и общественной деятельностью. У всех жизнь состоялась.
Ну что, зрячие и слышащие, будем продолжать ныть, что чем-то обделены и кто-то виноват в наших неудачах? ))
Хотите распространить эти знания? Давайте ссылки на мой канал. Читайте еще:
Что такое праздник с точки зрения культурологии
Нужен ли нам спорт, ведь с ним столько проблем