Привет, друзья! С вами снова Илья. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно", где я тоже рассказываю об истории Москвы. Там информации еще больше:)
ВДНХ насчитывает 80-летнюю историю. Но изначально открыть выставку планировали в 1937. Как придумали одну из главных достопримечательностей Москвы? Почему строительство превратилось в настоящий ад, а руководителей проекта потом вообще посадили? Об этом и не только узнаете сегодня. А ещё увидите жуткие павильоны, которые, как считали архитекторы, отражают национальные особенности республик.
Как придумали?
Инициатива открытия выставки возникла во время Второго съезда колхозников-ударников. Он проходил в Москве в 1935 году. Изначально планировали, что это будет что-то вроде выставки 1923 года. Тогда она проходила на территории нынешнего парка Горького во временных павильонах.
На съезде даже составили план того, как будет выглядеть выставка. Там должны были быть здания по отраслям сельского хозяйства всех союзных республик. А также заводы, опытные мастерские и даже поля, оранжереи, теплицы для садоводства.
Местом выбрали участок площадью 450 гектаров вокруг Учебного городка Тимирязевской академии. Таким образом, выставку не только бы посещали все желающие. Но она могла бы использоваться для образовательной деятельности сельхозакадемии. Но вскоре выяснилось, что нужно другое место, потому что здесь требовались очень большие подготовительные работы.
Помимо этого места, предлагали участок в районе Лужников. Но его не утвердили, потому что там проходила Окружная железная дорога. Она бы помешала строительству.
Почему выбрали Останкино?
Позже обратили внимание на территорию Останкинского парка. Так как в выборе места участвовала мастерская, которая занималась планировкой северной части города. Изначально предполагалось, что это будет участок в районе Ботанической улицы. Останкинский парк был свободен от застройки, поэтому там легко можно было разместить строения будущей выставки.
Транспортная доступность также была хорошая: линия Окружной железной дороги, платформа Октябрьской, а также трамваи. Но у этого места был один существенный недостаток: жилая застройка. Рядом располагались деревни Марфино и Кашенкин луг с населением около 1,5 тысяч человек.
В итоге место строительства будущей выставки перенесли немного восточнее - почти туда, где она располагается сейчас. Границы ещё несколько раз меняли. И утвердили всё окончательно постановлением от 17 августа 1935 года.
Варианты планировки
В конкурсе принимали участие 11 работ. Причём известных фамилий практически не было. Только Г.Б. Бархин (он был обязан участвовать, так как занимался планировкой этого района) и В.К. Олтаржевский. Остальные идеи предлагались молодыми специалистами и даже аспирантами.
У каждого варианта были свои достоинства и недостатки. То, как выглядели бы павильоны вы можете посмотреть на этих фотографиях:
Однако до конца комиссии не понравилось ни одно предложение. Но времени на второй тур уже не было. Выставку планировали открыть 1 августа 1937 года. Пришлось всё-таки выбрать из того, что имелось. В итоге победил проект группы В.К. Олтаржевского. В апреле 1936 года его утвердили.
Конечно, и в этом проекте были существенные недостатки. Не все здание сочетались между собой. А некоторые площади были неудачно спроектированы. Ну, и вишенка на торте - только искусственное освещение в павильонах. Никаких окон! Даже в оранжереях...Это как вообще? Но руководство так торопилось успеть вовремя, что переделывать ничего не стали.
Строительный ад
Работы на площадке начались ещё в конце 1935 года. А летом следующего - уже строили в ускоренном темпе 60 павильонов. Причем примерно 50 из них планировали в черновом виде закончить уже к концу сентября. Во время строительства царил хаос. Конструкции постоянно меняли, переделывали. А иногда и сносили уже почти готовые здания.
Так, например, поступили с павильоном "Аскания-Нова". Его так основательно сломали, что даже не определить сейчас, где он стоял. Основная причина такого хода строительства в несогласованности. Ведь по Генеральному плану выставки утвердили лишь несколько основных сооружений.
В конце лета стало понятно, что успеть всё, как планировали, не получится. Например, не были готовы павильоны Московской и Ленинградской областей. Успехи по благоустройству территории были более очевидными.
Строителям удалось проложить 12 километров дорог, провести водопровод и канализацию, а также почти выполнить работы по озеленению. Но готовность всего комплекса в целом была неудовлетворительной.
Основной причиной было отставание проектных работ от ударных темпов строителей. Оно и понятно. Например, для Сельхозпроекта, который выполнял работы по созданию 48 объектов (около трети от всех), даже не установили сроки сдачи проекта.
Да и со временем, видение выставки Олтаржевским начали критиковать. Например, начальник строительства И.Е. Коросташевский назвал оформление павильонов примитивным, похожим на деревенскую околицу. А павильон "Механизация", по его словам походил больше на шахту Метростроя. Надо сказать, что проекты некоторых республиканских павильонов действительно плохо учитывали национальные архитектурные особенности.
Короче, на стройке творился полный сумбур. Ничего не было готово. Из-за этого строили кое-как (часто не было чертежей оформления павильонов, например). Каркас многих сооружений возводили из дерева. И к 1937 году они уже требовали ремонта...А ведь 1 августа выставка уже должна была открыться.
Вредители
Руководство решило ещё усложнить задачу и подкинуло в 1937 году идею построить ещё 7 павильонов. Располагаться они должны были, естественно, на центральной аллее. Её, кстати, по Генплану вообще не собирались застраивать.
Снова начались споры о том, как будут выглядеть новые павильоны. Поэтому проектирование запаздывало. В конце 1937 года удалось начать строительство лишь трёх сооружений из семи.
Отчасти в сложившейся ситуации был виноват главный архитектор стройки Олтаржевский. Он совершенно не мог организовать работу. Постоянно соглашался с самодеятельностью проектировщиков и новыми предложениями. Сам Олтаржевский видел причину неудач в том, что задачи часто менялись, а также в излишней спешке. В какой-то степени он был прав. Но никаких попыток для организации работы так и не предпринял.
Многое из того, что построили выглядело ужасно. Белорусский и Украинский павильоны были похожи на деревянные конюшни. А павильон "Механизация" не только был некрасив снаружи (как я уже писал ранее), но и не пригоден внутри. Его центральный зал просто не мог вместить большое количество сельскохозяйственной техники. Хотя для этого он и был предназначен.
В итоге Олтаржевского в 1938 году, как и некоторых других руководителей стройки обвинили во вредительстве и отправили под суд. О том, как удалось реанимировать строительство, и всё-таки открыть сельскохозяйственную выставку, расскажу в следующей статье.
А на сегодня это всё. Спасибо, что прочитали. Если вам понравилось и было интересно, то не забудьте поставить лайк и подписаться на мой блог:) Удачи!