Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Анна Леонтьева
Все мы родом из детства. И все мы детство и юность свою провели в «колыбели знаний», как принято метафорически называть школу.
Еще пару десятилетий назад школа была единственным местом, где ученик мог получить знания по тому или иному предмету. Помогали ему в этом педагоги и книги. Вскоре широкое распространение стали получать компьютеры с выходом в Интернет. За последние десять лет ноутбуки, планшеты и смартфоны стали постоянными спутниками нашей повседневной жизни, а в школах появились интерактивные доски и современное техническое оснащение.
К тому же стали появляться и частные образовательные организации. Работая в одной из них, частной школе английского языка, я имею дело со школьниками всех возрастов, поэтому четко вижу проблемы школьного образования. Вместе с этим осознаю и перспективы, которые открывают сфера дополнительного образования и цифровые технологии как для учителя, так и для ученика.
Что учителя думают о цифровизации?
Критерием грамотности еще в начале ХХ века было знание алфавита (букв) и способность читать. В наши дни образованному человеку необходимы также навыки цифровой грамотности, и «цифра» вытесняет «букву» с первых позиций. Процесс, который мы можем наблюдать в сфере современного образования, называется цифровизацией. Ее базовые технологии — развитие интернета и мобильных коммуникаций.
Как и у любой инновации, у цифровизации имеются сторонники и противники. Сторонники сконцентрированы на преимуществах и возможностях, которые она открывает в сфере образования:
- развитие цифровой грамотности;
- доступность и безграничность цифровых обучающих материалов;
- индивидуальный подход в обучении;
- непрерывность процесса обучения и отсутствие привязки к месту;
- возможность создавать собственный цифровой продукт.
Противники цифровизации видят следующие проблемы и угрозы, связанные с внедрением цифровых технологий в сферу образования:
- снижение качества образования. Согласно действующей правовой базе, граждане могут проходить электронное дистанционное обучение, но не имеют возможности получать полноценное онлайн—образование. Мониторить качество предоставляемых образовательных ресурсов, так же как и оценивать эффективность обучения, на данном этапе сложно.
- цифровое слабоумие (цифровые продукты упрощаются настолько, чтобы ими в состоянии были пользоваться даже люди с низким уровнем интеллекта);
- утрата навыков письма, как следствие – утрата способностей к творчеству;
- утрата способностей воспринимать большие тексты, клиповое мышление;
- отказ от бумажных учебников, чтение с экрана;
- проблемы со зрением и с речевым развитием у детей;
- электромагнитное излучение;
- компьютерная, игровая, экранная зависимость;
- снижение социальных навыков;
- контроль за семьей (электронное досье на каждого учащегося);
- дополнительные электронные формы отчетов, журналов и дневников для учителей;
- сокращение учителей, замена их тьюторами, посредниками между учеником и обучающей программой.
Безусловно, опасения, связанные с цифровизацией образования, вполне обоснованы. Технологический прогресс всегда связан с изменениями, к которым нельзя быть полностью готовыми. Реорганизация образовательного процесса не может радовать консерваторов. Но новаторы позитивно смотрят на возможности, которые сделают образование доступным и индивидуально ориентированным.
Какие возможности учителя видят в цифровизации?
Цифровые технологии в современном мире — это не только инструмент, но и среда существования. И если раньше погрузиться в языковую среду можно было только за границей, то сейчас ее реально создать по месту проживания без трудностей и лишних затрат. Цифровизация позволяет учащемуся смотреть, слушать, читать, общаться на английском языке даже там, где никто вокруг его не знает. В соответствии с индивидуальными предпочтениями, учащийся может создать для себя собственную цифровую среду:
- настроить в смартфоне английский язык,
- пользоваться монолингвальными электронными словарями,
- слушать аудиокниги, песни, подкасты,
- смотреть сериалы,
- читать журналы на изучаемом языке,
- общаться с англоговорящими студентами и носителями языка по переписке или по аудио/видеосвязи,
- потреблять контент от носителей языка, знакомиться с разными акцентами и выбирать контент по интересам.
Преподавателям цифровизация открывает абсолютно новые возможности:
- обучение онлайн. Курсы, вебинары, онлайн трансляции – удобный и доступный способ располагать свежей и актуальной информацией, быть в курсе последних тенденций и методик;
- обмен опытом с коллегами со всего мира. Онлайн обучение на открытых платформах привлекает множество преподавателей из разных стран;
- применение цифрового контента. Обилие цифровых материалов и ресурсов позволяет найти то, что соответствует интересам обучающегося и мотивирует его, максимально задействовать все каналы восприятия и сделать обучение максимально результативным;
- создание цифрового контента. С помощью Интернет и цифровых технологий воплощать идеи и делиться ими стало легче и проще;
- работа онлайн. Так как цифровизация реорганизует сферу современного образования, появилась вакансия «онлайн преподаватель».
Цифровизация образования открывает новые возможности:
- преодоление барьеров традиционного обучения через безграничность и доступность цифрового обучающего контента (мобильные и Интернет— технологии), без привязки к конкретному месту;
- построение индивидуального учебного плана, когда учащийся сам выбирает темп освоения программы, педагога, формы и методы обучения, и использование технологий продвинутого обучения (advanced—learning—technologies);
- продуктивное применение цифровых технологий в обучении, возможность из потребителей электронных ресурсов стать создателями цифрового контента;
- формирование компетенций цифровой грамотности через включение в самостоятельный поиск, отбор информации, участие в проектной деятельности;
- обеспечение непрерывности процесса обучения (life—long—learning — обучение в течении жизни) и организация самообразования как для учащихся, так и для преподавателей. Интерактивные тесты, онлайн курсы и вебинары, обучающие приложения, цифровые библиотеки и кампусы университетов – это те ресурсы, которые позволяют получать актуальные знания и совершенствовать уже имеющиеся.
С какими сложностями сталкиваются учителя?
- технологическая отсталость. Процесс перехода на цифровое образование в России тормозится за счет элементов технологической отсталости (всего 66 процентов общеобразовательных школ имеют доступ к сети Интернет);
- отсутствие цифровой грамотности. Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником по цифровому миру. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию. Развитие цифровых технологий требует от педагога способности быстро овладевать навыками работы с ними. Однако не каждому это под силу;
- консерватизм и страх всего нового. Цифровая среда требует от педагогов другой ментальности, восприятия картины мира, совершенно иных подходов и форм работы с обучающимися. Цифровизация реорганизует сферу образования, и это вызывает опасения и противление у тех, кому сложно перестроиться;
- неспособность ориентироваться в бесконечном цифровом потоке. Ассортимент цифровых продуктов (приложений, сайтов, YouTube каналов и прочего) растет в геометрической прогрессии, и педагогу сложно ориентироваться в этом потоке и располагать последней информацией.
Какие цифровые инструменты уже помогают в работе?
Система цифрового образования включает в себя:
- информационные ресурсы: гиперколлекции (медиа, видео, аудио, библио, фото, графика, анимации), информационные массивы данных, образовательные порталы, интернет—сайты;
- телекоммуникации: сетевые и мобильные среды, СМИ, телевидение, телефония, телемосты, хостинг, почтовые сервисы;
- систему управления: авторизация пользователей, тестирование, контент, рейтинги, личное и коллективное информационное пространство (сайт, блог, чат, форум, почта, база данных).
Интернет открывает доступ к различным цифровым продуктам. Ниже приведу список тех инструментов, которые оценила на собственном опыте:
1. Электронные словари.
Например, Lingvo Live доступен как на сайте, так и в виде приложения. Дает перевод слов в различных значениях, а также в составе выражений и в контексте. Если слово отсутствует в словаре или перевод вызывает вопросы, есть возможность спросить у пользователей. Также Cambridge dictionary (британский английский) и Urban dictionary (сленг и современная лексика) будут отличными помощниками в переводе самых замысловатых слов.
2. Образовательные материалы BBC по английскому языку.
Сайт BBC Learning English наполнен разнообразным качественным контентом от носителей британского английского: Courses и Course site maps (бесплатные курсы для всех уровней, в одном из которых есть рубрика «Digital Literacy», и учебные планы к ним), English at University (английский в университете), English at Work (английский на работе), The English We Speak (современная лексика), Pronunciation (советы по произношению), Dramas (истории), The Teachers’ Room (видеоблог для учителей) и многое другое. На смартфон можно установить одноименное с сайтом приложение.
3. British Council.
Существует русскоязычный и англоязычный сайты, которые содержат огромное количество бесплатных полезных ресурсов как для учеников разного возраста, так и для учителей.
Особый интерес на «British Council Россия» представляют раздел «Изучайте английский», а именно:
- бесплатные сайты для изучения английского (материалы Британского Совета для самостоятельного изучения, на которых представлены разнообразные учебные аудио и видео материалы, игры, материалы для чтения, упражнения по грамматике и аудированию и многое другое);
- мобильные приложения (игры, подкасты, видео, интерактивные грамматические упражнения);
- бесплатные онлайн-курсы для преподавателей (позволяют учиться вместе с коллегами со всего мира и быть в курсе современных тенденций).
Также на сайте есть раздел «Преподавателям английского», где собраны учебные материалы, программы профессионального развития, семинары и вебинары.
Англоязычные версии сайта British Council:
- LearnEnglish Kids (английский для детей: игры, раздаточные материалы, аудио и видео);
- LearnEnglish Teens (материалы для обучения подростков);
- LearnEnglish (for adult learners of English – обширный материал для обучения взрослых);
- TeachingEnglish (ресурсы для преподавателей английского, которые можно использовать на уроках и в профессиональной деятельности);
- EnglishAgenda (материалы для обучения преподавателей и профессионального развития);
- The English Channel (коллекция видеороликов об искусстве Великобритании, созданных для повышения уровня английского языка);
- Premier Skills English (проект о футболе, который поможет совершенствовать английский и узнать интересные факты о клубах и игроках английской Премьер—лиги: рассказы на футбольную тематику, видео и учебные задания к ним, информация о матчах и правилах, игры и викторины, доступные для скачивания планы уроков и материалы для использования в классе);
- britishcouncil.org> Learn English> Learn English online: MOOCs online courses (онлайн обучение для преподавателей в партнерстве с платформой FutureLearn).
Также British Council развивает каналы на YouTube:
- British Council;
- Learning Time with Timmy;
- British Council LearnEnglish Kids;
- British Council LearnEnglish Teens;
- British Council LearnEnglish;
- British Council TeachingEnglish;
- British Council Teacher Trainer.
4. Cambridge English.
Основной сайт Cambridge English предлагает:
- подготовку к международным экзаменам (Exams and tests),
- материалы для изучения английского (Learning English). Среди них аудио—сериал с планами уроков для учителей (Virtually Anywhere), программа по улучшению правописания (Write & Improve), бесплатные онлайн-курсы (Cambridge English MOOCs supported by FutureLearn), игры и викторины (Games and social media), сериал для малышей Sing and Learn и игровые упражнения (Activities for children), а также советы для родителей при обучении их детей английскому языку (Information for parents);
- полезные материалы для преподавания английского (Teaching English), в том числе раздел The Digital Teacher, который позволяет учителю расширить знания о цифровых инструментах, протестировать и усовершенствовать навыки работы с ними. На данном ресурсе можно посмотреть обзоры цифровых продуктов (The Digital Teacher product reviews), которые помогут учителю ориентироваться в широком выборе современных технологий. А в рамках концепции непрерывного обучения (Continuous Professional Development for teachers) пройти соответствующие онлайн тренинги (Trainings).
Также Cambridge English развивает партнерские проекты со школами:
- Penfriends from Cambridge (поиск друзей по переписке);
- Cambridge English Schools (проект для начальной и средней общеобразовательной школы).
У Cambridge English есть одноименный YouTube канал.
5. Зарубежные онлайн школы английского языка.
Lingoda, Italky – онлайн школы, позволяющие найти преподавателя—носителя языка и заниматься в удобное время и удобном месте.
Международная школа EF English First.
Предлагает следующие цифровые продукты:
- ресурсы для изучения английского языка (английская грамматика и лексика, идиомы и цитаты). Доступны на русском и английском языках;
- EF Blog (обучающие материалы для детей и подростков: сказки, Speaking series о том, как говорить уверенно, полезные идиомы и многое другое);
- тест EF SET (точная оценка знаний языка по шкале 0—100, соответствующая общеевропейским стандартам CEFR). Тест бесплатный и доступен в нескольких форматах: экспресс проверка (занимает 15 минут), EF SET (50—минутный тест) и EF SET Plus (2—х часовой тест, который позволит более качественно измерить уровень владения английским языком и оценить результаты в соответствии с другими международными языковыми тестами). Результаты тестов EF SET и EF SET Plus отображаются в электронном сертификате международного образца;
- Teacher Zone (курсы и бесплатные вебинары для преподавателей, после успешного прохождения которых можно получить сертификат в pdf—формате, блог с вдохновляющим контентом для учителей и другие предложения от EF).
Интерес представляет проект On the Go на YouTube — канале EF International Campuses.
EF предлагает различные формы обучения, в том числе онлайн.
ABA English The digital English Academy.
Использует натуральный метод изучения языка по методике Listen – Record – Compare LRC© («Слушайте—Записывайте—Сравнивайте»). Основой уроков являются фильмы АВА Films. Ученик, став активным участником самых разнообразных жизненных ситуаций вместе с героями фильмов, сначала научится воспринимать английскую речь на слух и понимать ее, а затем — говорить и писать на английском. ABA English также разработало образовательное приложение.
LearnRealEnglish и Effortless English.
Онлайн уроки американского преподавателя AJ Hoge, основанные на различных историях, с использованием метода Shadowing. AJ Hoge ведет свой канал на YouTube.
DeepEnglish.com.
Основатели – опытные американские преподаватели Aaron Campbell и Dan Douglass. Используют метод Shadowing. В основе обучения – интересные истории, основанные на реальных событиях (True Stories), доступные в аудиоформате на разных скоростях (Slow, Medium, Fast) со скриптами и упражнениями на закрепление. В распоряжении учеников Free Lessons (бесплатные еженедельные уроки), Fluency Course (курс по развитию беглости речи) и Membership (доступ ко всем материалам сайта: аудио историям и видео урокам, блогу и платформе по поиску собеседников на изучаемом языке). Для преподавателей на сайте также есть раздел с рекомендациями по использованию методики на занятиях. Много образовательного материала находится в открытом доступе на канале школы в YouTube.
6. Платформы для общения на английском языке:
- Speaky.com дает возможность найти собеседников по всему миру;
- Postcrossing.com — сайт, на котором можно найти англоговорящих друзей по переписке и обмениваться с ними почтовыми открытками;
- Mylanguageexchange.com – место, где можно найти носителей английского языка, изучающих русский и нуждающихся в языковой практике, и, общаясь, помогать друг другу в обучении.
7. TED
Проект TED — это лекции на актуальные для современного общества темы. Коллекция выступлений постоянно пополняется, поэтому каждый найдет то, что ему интересно. Удобно смотреть их в приложении TED с качественными русскими субтитрами.
8. Сериалы на английском языке.
Еще один увлекательный способ изучать язык — это регулярно смотреть сериалы, из которых можно узнать современную лексику и услышать живую речь носителей. Этот метод эффективен лишь в том случае, если зритель понимает более 80%. Поэтому следует выбирать сериал, соответствующий не только интересам, но и языковому уровню.
Большой выбор сериалов предоставляют ororo.tv и Puzzle Movies.
На сайте ororo.tv можно смотреть видео бесплатно в течение 45 минут в сутки, с двойными субтитрами. Доступна и платная подписка.
Puzzle Movies — это платное приложение, в котором можно смотреть сериалы неограниченное время. Субтитры отображаются как синхронно во время просмотра, так и в виде скрипта, если нажать на паузу. Перевод незнакомых слов можно узнать, не отрываясь от просмотра, просто наведя на него и добавив в личный электронный словарь.
9. Аудиокниги на английском.
Книги в наш цифровой век можно не только читать. У аудиалов есть отличная возможность слушать их, например, в ЛитРес:Слушай!, Audiable или Storytel.
10. LearnHotEnglish magazine
Язык постоянно меняется, поэтому так важно быть в курсе последних тенденций. Читая журналы на английском, можно из номера в номер узнавать новые слова и выражения, которые сейчас популярны и часто употребляемы в речи.
LearnHotEnglish — это ежемесячный электронный журнал на английском языке, разработанный для обучения учеников уровней A2 – C1. Преимущество его в том, что он представляет собой не просто печатный выпуск, но и содержит аудиофайлы. В арсенале также увлекательные статьи, задания на аудирование, чтение, грамматику, а также много новой лексики (с пояснениями на английском), в том числе идиомы и фразовые глаголы.
11. YouTube.
YouTube.com объединяет аудиторию со всего мира и предоставляет широкое разнообразие контента, из которого каждый может выбрать то, что ему близко. Для себя я отметила, помимо вышеупомянутых, следующие каналы:
- English with Lucy и Learn English with Papa Teach me – каналы британских преподавателей, которые делятся тонкостями грамматики, произношения и менталитета жителей Великобритании;
- Rachel’s English, Speak Confident English, AJ Hoge – каналы американских преподавателей, которые дают полезные советы и подсказки по обучению английскому языку в доступной и увлекательной форме;
- Singing Walrus, ELF Kids Videos – каналы для малышей с веселыми и заводными песенками;
- DopeLyrics – канал, где можно подпевать любимым исполнителям, исполняя их песни в караоке. А перевод можно найти или даже разместить самому на amalgama — lab.com.
12. Цифровые материалы к учебникам.
Современный учебник представляет собой не просто печатный материал, но содержит в комплекте аудио- и видеофайлы. Например, издательство Macmillan выпускает учебные пособия в таком формате, используя метод Flipped classroom и прилагая видео, в котором тьютор объясняет грамматические темы для самостоятельного изучения дома.
Таким образом, различные цифровые материалы дают доступ к огромному количеству разнообразного контента на изучаемом языке. Они помогают ученику с легкостью найти то, что соответствует его интересам, и изучать английский с удовольствием. А учителю открывает возможность идти в ногу со временем, непрерывно перенимая мировой педагогический опыт из открытых бесплатных онлайн курсов и применяя увлекательные материалы на занятиях, задействующие все каналы восприятия: зрительный (видео, сериалы и журналы), аудиальный (песни) и кинестетический (раздаточные материалы и современные педагогические методики).
Как меняется роль педагога в мире, где цифра меняет все?
Цифровизация образования ведет к изменениям в образовательных стандартах и ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмыслению роли педагога. Современный педагог должен владеть цифровыми технологиями и применять их в профессиональной деятельности. Ведь прежние методы работы становятся неприменимыми, и учителю необходимо овладеть новыми навыками:
- регулярно повышать уровень владения цифровыми технологиями, цифровую грамотность. Понятие «цифровая грамотность» в этом контексте рассматривается как способность создавать и применять контент посредством цифровых технологий, навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию, умение работать с компьютером, понимая особенности устройства и распространения цифровой информации, устройства сетевого сообщества и особенностей социальных медиа, понимание культурного контекста Интернет—среды, умение коммуницировать в онлайн сообществах, создавать и распространять контент, саморазвиваться;
- научиться продуктивно применять новые технологические инструменты и информационные ресурсы в образовательной деятельности;
- формировать умение ориентироваться в бесконечном потоке цифровой информации, работать с ней, обрабатывать и встраивать в новую технологию.
Педагогу в цифровом пространстве отводится роль тьютора, который обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования как в учебном учреждении, так и в системах дополнительного образования. То есть учитель становится проводником учащегося по цифровому миру, знакомит его с ресурсами и тонкостями работы с ними.
При этом педагог — это не только источник информации. Информацию учащийся может получить из любого цифрового ресурса за секунды. Тьютор — это педагог, который помогает организовать учебный процесс в соответствии с личными характеристиками и пожеланиями учащегося. Его задачи, на мой взгляд, — направлять, корректировать, рекомендовать, мотивировать, видеть потенциал в каждом ученике и развивать его склонности и способности. А также педагогу цифровой эпохи необходимо делать то, что не может ни одна машина или программа: активно выражать эмоции и работать с энтузиазмом, изобретать и делать открытия, учить учиться, то есть формировать навык к обучению, объяснять, как работать с цифровыми ресурсами эффективно и результативно. Тогда преподаватель сможет занять прочную и уверенную позицию в сфере образования в цифровую эпоху.
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»