Найти тему
Большая перемен@

Учитель между «буквой» и «цифрой»

Оглавление

Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Анна Леонтьева

Все мы родом из детства. И все мы детство и юность свою провели в «колыбели знаний», как принято метафорически называть школу.

Еще пару десятилетий назад школа была единственным местом, где ученик мог получить знания по тому или иному предмету. Помогали ему в этом педагоги и книги. Вскоре широкое распространение стали получать компьютеры с выходом в Интернет. За последние десять лет ноутбуки, планшеты и смартфоны стали постоянными спутниками нашей повседневной жизни, а в школах появились интерактивные доски и современное техническое оснащение.

К тому же стали появляться и частные образовательные организации. Работая в одной из них, частной школе английского языка, я имею дело со школьниками всех возрастов, поэтому четко вижу проблемы школьного образования. Вместе с этим осознаю и перспективы, которые открывают сфера дополнительного образования и цифровые технологии как для учителя, так и для ученика.

Что учителя думают о цифровизации?

Критерием грамотности еще в начале ХХ века было знание алфавита (букв) и способность читать. В наши дни образованному человеку необходимы также навыки цифровой грамотности, и «цифра» вытесняет «букву» с первых позиций. Процесс, который мы можем наблюдать в сфере современного образования, называется цифровизацией. Ее базовые технологии — развитие интернета и мобильных коммуникаций.

Как и у любой инновации, у цифровизации имеются сторонники и противники. Сторонники сконцентрированы на преимуществах и возможностях, которые она открывает в сфере образования:

  • развитие цифровой грамотности;
  • доступность и безграничность цифровых обучающих материалов;
  • индивидуальный подход в обучении;
  • непрерывность процесса обучения и отсутствие привязки к месту;
  • возможность создавать собственный цифровой продукт.

Противники цифровизации видят следующие проблемы и угрозы, связанные с внедрением цифровых технологий в сферу образования:

  • снижение качества образования. Согласно действующей правовой базе, граждане могут проходить электронное дистанционное обучение, но не имеют возможности получать полноценное онлайн—образование. Мониторить качество предоставляемых образовательных ресурсов, так же как и оценивать эффективность обучения, на данном этапе сложно.
  • цифровое слабоумие (цифровые продукты упрощаются настолько, чтобы ими в состоянии были пользоваться даже люди с низким уровнем интеллекта);
  • утрата навыков письма, как следствие – утрата способностей к творчеству;
  • утрата способностей воспринимать большие тексты, клиповое мышление;
  • отказ от бумажных учебников, чтение с экрана;
  • проблемы со зрением и с речевым развитием у детей;
  • электромагнитное излучение;
  • компьютерная, игровая, экранная зависимость;
  • снижение социальных навыков;
  • контроль за семьей (электронное досье на каждого учащегося);
  • дополнительные электронные формы отчетов, журналов и дневников для учителей;
  • сокращение учителей, замена их тьюторами, посредниками между учеником и обучающей программой.

Безусловно, опасения, связанные с цифровизацией образования, вполне обоснованы. Технологический прогресс всегда связан с изменениями, к которым нельзя быть полностью готовыми. Реорганизация образовательного процесса не может радовать консерваторов. Но новаторы позитивно смотрят на возможности, которые сделают образование доступным и индивидуально ориентированным.

Какие возможности учителя видят в цифровизации?

Цифровые технологии в современном мире — это не только инструмент, но и среда существования. И если раньше погрузиться в языковую среду можно было только за границей, то сейчас ее реально создать по месту проживания без трудностей и лишних затрат. Цифровизация позволяет учащемуся смотреть, слушать, читать, общаться на английском языке даже там, где никто вокруг его не знает. В соответствии с индивидуальными предпочтениями, учащийся может создать для себя собственную цифровую среду:

  • настроить в смартфоне английский язык,
  • пользоваться монолингвальными электронными словарями,
  • слушать аудиокниги, песни, подкасты,
  • смотреть сериалы,
  • читать журналы на изучаемом языке,
  • общаться с англоговорящими студентами и носителями языка по переписке или по аудио/видеосвязи,
  • потреблять контент от носителей языка, знакомиться с разными акцентами и выбирать контент по интересам.

Преподавателям цифровизация открывает абсолютно новые возможности:

  • обучение онлайн. Курсы, вебинары, онлайн трансляции – удобный и доступный способ располагать свежей и актуальной информацией, быть в курсе последних тенденций и методик;
  • обмен опытом с коллегами со всего мира. Онлайн обучение на открытых платформах привлекает множество преподавателей из разных стран;
  • применение цифрового контента. Обилие цифровых материалов и ресурсов позволяет найти то, что соответствует интересам обучающегося и мотивирует его, максимально задействовать все каналы восприятия и сделать обучение максимально результативным;
  • создание цифрового контента. С помощью Интернет и цифровых технологий воплощать идеи и делиться ими стало легче и проще;
  • работа онлайн. Так как цифровизация реорганизует сферу современного образования, появилась вакансия «онлайн преподаватель».

Цифровизация образования открывает новые возможности:

  • преодоление барьеров традиционного обучения через безграничность и доступность цифрового обучающего контента (мобильные и Интернет— технологии), без привязки к конкретному месту;
  • построение индивидуального учебного плана, когда учащийся сам выбирает темп освоения программы, педагога, формы и методы обучения, и использование технологий продвинутого обучения (advanced—learning—technologies);
  • продуктивное применение цифровых технологий в обучении, возможность из потребителей электронных ресурсов стать создателями цифрового контента;
  • формирование компетенций цифровой грамотности через включение в самостоятельный поиск, отбор информации, участие в проектной деятельности;
  • обеспечение непрерывности процесса обучения (life—long—learning — обучение в течении жизни) и организация самообразования как для учащихся, так и для преподавателей. Интерактивные тесты, онлайн курсы и вебинары, обучающие приложения, цифровые библиотеки и кампусы университетов – это те ресурсы, которые позволяют получать актуальные знания и совершенствовать уже имеющиеся.

С какими сложностями сталкиваются учителя?

  • технологическая отсталость. Процесс перехода на цифровое образование в России тормозится за счет элементов технологической отсталости (всего 66 процентов общеобразовательных школ имеют доступ к сети Интернет);
  • отсутствие цифровой грамотности. Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником по цифровому миру. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию. Развитие цифровых технологий требует от педагога способности быстро овладевать навыками работы с ними. Однако не каждому это под силу;
  • консерватизм и страх всего нового. Цифровая среда требует от педагогов другой ментальности, восприятия картины мира, совершенно иных подходов и форм работы с обучающимися. Цифровизация реорганизует сферу образования, и это вызывает опасения и противление у тех, кому сложно перестроиться;
  • неспособность ориентироваться в бесконечном цифровом потоке. Ассортимент цифровых продуктов (приложений, сайтов, YouTube каналов и прочего) растет в геометрической прогрессии, и педагогу сложно ориентироваться в этом потоке и располагать последней информацией.

Какие цифровые инструменты уже помогают в работе?

Система цифрового образования включает в себя:

  • информационные ресурсы: гиперколлекции (медиа, видео, аудио, библио, фото, графика, анимации), информационные массивы данных, образовательные порталы, интернет—сайты;
  • телекоммуникации: сетевые и мобильные среды, СМИ, телевидение, телефония, телемосты, хостинг, почтовые сервисы;
  • систему управления: авторизация пользователей, тестирование, контент, рейтинги, личное и коллективное информационное пространство (сайт, блог, чат, форум, почта, база данных).

Интернет открывает доступ к различным цифровым продуктам. Ниже приведу список тех инструментов, которые оценила на собственном опыте:

1. Электронные словари.

Например, Lingvo Live доступен как на сайте, так и в виде приложения. Дает перевод слов в различных значениях, а также в составе выражений и в контексте. Если слово отсутствует в словаре или перевод вызывает вопросы, есть возможность спросить у пользователей. Также Cambridge dictionary (британский английский) и Urban dictionary (сленг и современная лексика) будут отличными помощниками в переводе самых замысловатых слов.

2. Образовательные материалы BBC по английскому языку.

Сайт BBC Learning English наполнен разнообразным качественным контентом от носителей британского английского: Courses и Course site maps (бесплатные курсы для всех уровней, в одном из которых есть рубрика «Digital Literacy», и учебные планы к ним), English at University (английский в университете), English at Work (английский на работе), The English We Speak (современная лексика), Pronunciation (советы по произношению), Dramas (истории), The Teachers’ Room (видеоблог для учителей) и многое другое. На смартфон можно установить одноименное с сайтом приложение.

3. British Council.

Существует русскоязычный и англоязычный сайты, которые содержат огромное количество бесплатных полезных ресурсов как для учеников разного возраста, так и для учителей.

Особый интерес на «British Council Россия» представляют раздел «Изучайте английский», а именно:

  • бесплатные сайты для изучения английского (материалы Британского Совета для самостоятельного изучения, на которых представлены разнообразные учебные аудио и видео материалы, игры, материалы для чтения, упражнения по грамматике и аудированию и многое другое);
  • мобильные приложения (игры, подкасты, видео, интерактивные грамматические упражнения);
  • бесплатные онлайн-курсы для преподавателей (позволяют учиться вместе с коллегами со всего мира и быть в курсе современных тенденций).

Также на сайте есть раздел «Преподавателям английского», где собраны учебные материалы, программы профессионального развития, семинары и вебинары.

Англоязычные версии сайта British Council:

  • LearnEnglish Kids (английский для детей: игры, раздаточные материалы, аудио и видео);
  • LearnEnglish Teens (материалы для обучения подростков);
  • LearnEnglish (for adult learners of English – обширный материал для обучения взрослых);
  • TeachingEnglish (ресурсы для преподавателей английского, которые можно использовать на уроках и в профессиональной деятельности);
  • EnglishAgenda (материалы для обучения преподавателей и профессионального развития);
  • The English Channel (коллекция видеороликов об искусстве Великобритании, созданных для повышения уровня английского языка);
  • Premier Skills English (проект о футболе, который поможет совершенствовать английский и узнать интересные факты о клубах и игроках английской Премьер—лиги: рассказы на футбольную тематику, видео и учебные задания к ним, информация о матчах и правилах, игры и викторины, доступные для скачивания планы уроков и материалы для использования в классе);
  • britishcouncil.org> Learn English> Learn English online: MOOCs online courses (онлайн обучение для преподавателей в партнерстве с платформой FutureLearn).

Также British Council развивает каналы на YouTube:

  • British Council;
  • Learning Time with Timmy;
  • British Council LearnEnglish Kids;
  • British Council LearnEnglish Teens;
  • British Council LearnEnglish;
  • British Council TeachingEnglish;
  • British Council Teacher Trainer.

4. Cambridge English.

Основной сайт Cambridge English предлагает:

  • подготовку к международным экзаменам (Exams and tests),
  • материалы для изучения английского (Learning English). Среди них аудио—сериал с планами уроков для учителей (Virtually Anywhere), программа по улучшению правописания (Write & Improve), бесплатные онлайн-курсы (Cambridge English MOOCs supported by FutureLearn), игры и викторины (Games and social media), сериал для малышей Sing and Learn и игровые упражнения (Activities for children), а также советы для родителей при обучении их детей английскому языку (Information for parents);
  • полезные материалы для преподавания английского (Teaching English), в том числе раздел The Digital Teacher, который позволяет учителю расширить знания о цифровых инструментах, протестировать и усовершенствовать навыки работы с ними. На данном ресурсе можно посмотреть обзоры цифровых продуктов (The Digital Teacher product reviews), которые помогут учителю ориентироваться в широком выборе современных технологий. А в рамках концепции непрерывного обучения (Continuous Professional Development for teachers) пройти соответствующие онлайн тренинги (Trainings).

Также Cambridge English развивает партнерские проекты со школами:

  • Penfriends from Cambridge (поиск друзей по переписке);
  • Cambridge English Schools (проект для начальной и средней общеобразовательной школы).

У Cambridge English есть одноименный YouTube канал.

5. Зарубежные онлайн школы английского языка.

Lingoda, Italky – онлайн школы, позволяющие найти преподавателя—носителя языка и заниматься в удобное время и удобном месте.

Международная школа EF English First.

Предлагает следующие цифровые продукты:

  • ресурсы для изучения английского языка (английская грамматика и лексика, идиомы и цитаты). Доступны на русском и английском языках;
  • EF Blog (обучающие материалы для детей и подростков: сказки, Speaking series о том, как говорить уверенно, полезные идиомы и многое другое);
  • тест EF SET (точная оценка знаний языка по шкале 0—100, соответствующая общеевропейским стандартам CEFR). Тест бесплатный и доступен в нескольких форматах: экспресс проверка (занимает 15 минут), EF SET (50—минутный тест) и EF SET Plus (2—х часовой тест, который позволит более качественно измерить уровень владения английским языком и оценить результаты в соответствии с другими международными языковыми тестами). Результаты тестов EF SET и EF SET Plus отображаются в электронном сертификате международного образца;
  • Teacher Zone (курсы и бесплатные вебинары для преподавателей, после успешного прохождения которых можно получить сертификат в pdf—формате, блог с вдохновляющим контентом для учителей и другие предложения от EF).

Интерес представляет проект On the Go на YouTube — канале EF International Campuses.

EF предлагает различные формы обучения, в том числе онлайн.

ABA English The digital English Academy.

Использует натуральный метод изучения языка по методике Listen – Record – Compare LRC© («Слушайте—Записывайте—Сравнивайте»). Основой уроков являются фильмы АВА Films. Ученик, став активным участником самых разнообразных жизненных ситуаций вместе с героями фильмов, сначала научится воспринимать английскую речь на слух и понимать ее, а затем — говорить и писать на английском. ABA English также разработало образовательное приложение.

LearnRealEnglish и Effortless English.

Онлайн уроки американского преподавателя AJ Hoge, основанные на различных историях, с использованием метода Shadowing. AJ Hoge ведет свой канал на YouTube.

DeepEnglish.com.

Основатели – опытные американские преподаватели Aaron Campbell и Dan Douglass. Используют метод Shadowing. В основе обучения – интересные истории, основанные на реальных событиях (True Stories), доступные в аудиоформате на разных скоростях (Slow, Medium, Fast) со скриптами и упражнениями на закрепление. В распоряжении учеников Free Lessons (бесплатные еженедельные уроки), Fluency Course (курс по развитию беглости речи) и Membership (доступ ко всем материалам сайта: аудио историям и видео урокам, блогу и платформе по поиску собеседников на изучаемом языке). Для преподавателей на сайте также есть раздел с рекомендациями по использованию методики на занятиях. Много образовательного материала находится в открытом доступе на канале школы в YouTube.

6. Платформы для общения на английском языке:

  • Speaky.com дает возможность найти собеседников по всему миру;
  • Postcrossing.com — сайт, на котором можно найти англоговорящих друзей по переписке и обмениваться с ними почтовыми открытками;
  • Mylanguageexchange.com – место, где можно найти носителей английского языка, изучающих русский и нуждающихся в языковой практике, и, общаясь, помогать друг другу в обучении.

7. TED

Проект TED — это лекции на актуальные для современного общества темы. Коллекция выступлений постоянно пополняется, поэтому каждый найдет то, что ему интересно. Удобно смотреть их в приложении TED с качественными русскими субтитрами.

8. Сериалы на английском языке.

Еще один увлекательный способ изучать язык — это регулярно смотреть сериалы, из которых можно узнать современную лексику и услышать живую речь носителей. Этот метод эффективен лишь в том случае, если зритель понимает более 80%. Поэтому следует выбирать сериал, соответствующий не только интересам, но и языковому уровню.

Большой выбор сериалов предоставляют ororo.tv и Puzzle Movies.

На сайте ororo.tv можно смотреть видео бесплатно в течение 45 минут в сутки, с двойными субтитрами. Доступна и платная подписка.

Puzzle Movies — это платное приложение, в котором можно смотреть сериалы неограниченное время. Субтитры отображаются как синхронно во время просмотра, так и в виде скрипта, если нажать на паузу. Перевод незнакомых слов можно узнать, не отрываясь от просмотра, просто наведя на него и добавив в личный электронный словарь.

9. Аудиокниги на английском.

Книги в наш цифровой век можно не только читать. У аудиалов есть отличная возможность слушать их, например, в ЛитРес:Слушай!, Audiable или Storytel.

10. LearnHotEnglish magazine

Язык постоянно меняется, поэтому так важно быть в курсе последних тенденций. Читая журналы на английском, можно из номера в номер узнавать новые слова и выражения, которые сейчас популярны и часто употребляемы в речи.

LearnHotEnglish — это ежемесячный электронный журнал на английском языке, разработанный для обучения учеников уровней A2 – C1. Преимущество его в том, что он представляет собой не просто печатный выпуск, но и содержит аудиофайлы. В арсенале также увлекательные статьи, задания на аудирование, чтение, грамматику, а также много новой лексики (с пояснениями на английском), в том числе идиомы и фразовые глаголы.

11. YouTube.

YouTube.com объединяет аудиторию со всего мира и предоставляет широкое разнообразие контента, из которого каждый может выбрать то, что ему близко. Для себя я отметила, помимо вышеупомянутых, следующие каналы:

  • English with Lucy и Learn English with Papa Teach me – каналы британских преподавателей, которые делятся тонкостями грамматики, произношения и менталитета жителей Великобритании;
  • Rachel’s English, Speak Confident English, AJ Hoge – каналы американских преподавателей, которые дают полезные советы и подсказки по обучению английскому языку в доступной и увлекательной форме;
  • Singing Walrus, ELF Kids Videos – каналы для малышей с веселыми и заводными песенками;
  • DopeLyrics – канал, где можно подпевать любимым исполнителям, исполняя их песни в караоке. А перевод можно найти или даже разместить самому на amalgama — lab.com.

12. Цифровые материалы к учебникам.

Современный учебник представляет собой не просто печатный материал, но содержит в комплекте аудио- и видеофайлы. Например, издательство Macmillan выпускает учебные пособия в таком формате, используя метод Flipped classroom и прилагая видео, в котором тьютор объясняет грамматические темы для самостоятельного изучения дома.

Таким образом, различные цифровые материалы дают доступ к огромному количеству разнообразного контента на изучаемом языке. Они помогают ученику с легкостью найти то, что соответствует его интересам, и изучать английский с удовольствием. А учителю открывает возможность идти в ногу со временем, непрерывно перенимая мировой педагогический опыт из открытых бесплатных онлайн курсов и применяя увлекательные материалы на занятиях, задействующие все каналы восприятия: зрительный (видео, сериалы и журналы), аудиальный (песни) и кинестетический (раздаточные материалы и современные педагогические методики).

Как меняется роль педагога в мире, где цифра меняет все?

Цифровизация образования ведет к изменениям в образовательных стандартах и ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмыслению роли педагога. Современный педагог должен владеть цифровыми технологиями и применять их в профессиональной деятельности. Ведь прежние методы работы становятся неприменимыми, и учителю необходимо овладеть новыми навыками:

  • регулярно повышать уровень владения цифровыми технологиями, цифровую грамотность. Понятие «цифровая грамотность» в этом контексте рассматривается как способность создавать и применять контент посредством цифровых технологий, навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию, умение работать с компьютером, понимая особенности устройства и распространения цифровой информации, устройства сетевого сообщества и особенностей социальных медиа, понимание культурного контекста Интернет—среды, умение коммуницировать в онлайн сообществах, создавать и распространять контент, саморазвиваться;
  • научиться продуктивно применять новые технологические инструменты и информационные ресурсы в образовательной деятельности;
  • формировать умение ориентироваться в бесконечном потоке цифровой информации, работать с ней, обрабатывать и встраивать в новую технологию.

Педагогу в цифровом пространстве отводится роль тьютора, который обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования как в учебном учреждении, так и в системах дополнительного образования. То есть учитель становится проводником учащегося по цифровому миру, знакомит его с ресурсами и тонкостями работы с ними.

При этом педагог — это не только источник информации. Информацию учащийся может получить из любого цифрового ресурса за секунды. Тьютор — это педагог, который помогает организовать учебный процесс в соответствии с личными характеристиками и пожеланиями учащегося. Его задачи, на мой взгляд, — направлять, корректировать, рекомендовать, мотивировать, видеть потенциал в каждом ученике и развивать его склонности и способности. А также педагогу цифровой эпохи необходимо делать то, что не может ни одна машина или программа: активно выражать эмоции и работать с энтузиазмом, изобретать и делать открытия, учить учиться, то есть формировать навык к обучению, объяснять, как работать с цифровыми ресурсами эффективно и результативно. Тогда преподаватель сможет занять прочную и уверенную позицию в сфере образования в цифровую эпоху.

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»