Что такое компетенции? И почему про них активно говорят в бизнес-среде?
Часто на собеседованиях или на встречах с руководством компании, приходится слышать «мне нужно, чтобы сотрудник умел ...» (и далее идёт перечисление основных навыков)
Или «мне нужно, чтобы сотрудник мог... (и дальше список способностей - быстро переключать внимание, вести переговоры, управлять временем и тп).»
Но есть один важный и тонкий нюанс, и пока к моему сожалению 80% (а может и больше) не научились на это влиять. Чтобы человек был эффективен и результативен ему мало УМЕТЬ, ему нужно ДЕЛАТЬ!
Компетенции - это устойчивое поведение. То есть это не отдельная СПОСОБНОСТЬ/ не отдельное УМЕНИЕ. Это именно ПОВЕДЕНИЕ, которое сотрудник проявляет в работе.
И в основе этого поведения лежат как раз - способности, навыки, личностные черты, мотивация, и так далее.
Приведу пример.
Руководитель по продажам принимает на работу менеджера по продажам.
На собеседовании менеджер говорит, что у него есть опыт в продажах, на вопросы руководителя про сам опыт отвечает убедительно:
🔷 Как он работал в сфере холодных звонков
🔷 Как вёл переговоры с клиентами
🔷 Как он пытался их убедить
🔷 Как он имел положительные успехи в этом направлении.
Руководитель слыша все это принимает решение и берет кандидата на работу.
Проработав 3 недели оказывается - сотрудник проявляет очень сильную неуверенность при первом контакте с клиентами, а при повторном контакте совсем не работает с возражениями.
При этом на собеседовании некоторые проявления были видны, но их не заметили.
Оказалось, что даже при наличии опыта в похожей сфере деятельности сотрудник не имел явных компетенций на высоком и даже на среднем уровне, хотя имел подобный ОПЫТ.
Однако насколько этот ОПЫТ был эффективен и успешен рекрутеру/рутководителю так и не удалось правильно оценить, и оценивалось только со слов кандидатов.
Как результат сотрудник «завалил» 5 крупных сделок и оставил о компании у потенциальных партнёров негативные впечатления, которые долго ещё пришлось менять самому Руководителю.
Вот почему важно научить своих рекрутеров оценивать не опыт, а именно КОМПЕТЕНЦИИ сотрудников.