Найти в Дзене
Очерки о истории

Пермский ОМОН. До последнего патрона

В ходе чеченских воин на стороне боевиков служило много наёмников - арабы, китайцы, украинцы, абхазы и другие. Конечно же более всего было религиозных фанатиков из арабских стран, самый известный из них Хаттаб. Смуглый араб с окладистой бородой косящий под Че Гевару стал неким символом террориста для россиян. Но были и другие арабы "отличившиеся" своими боевыми действиями. Один из таких бандитов был Абу-Кутейб Джамал. Широкому кругу читателей он не знаком, однако спецы из ФСБ и ГРУ знают о нем много и первое чем он известен - нападением на колонну Пермского ОМОНа. Какие же дороги привели саудовца на российский Кавказ? Еще в 1995 году он воевал в Боснии, там же подорвался на сербской мине и лишился ноги, неизвестно какие части тела так и остались бы на югославской земле, но война закончилась, а вот боевой пыл Абу Кутейба не остыл. И он отправляется в Чечню, где быстро становится "своим", тем более арабов в Чечне хватало. Там Кутейб становится неким министром пропаганды и специалистом "
Оглавление

В ходе чеченских воин на стороне боевиков служило много наёмников - арабы, китайцы, украинцы, абхазы и другие. Конечно же более всего было религиозных фанатиков из арабских стран, самый известный из них Хаттаб. Смуглый араб с окладистой бородой косящий под Че Гевару стал неким символом террориста для россиян. Но были и другие арабы "отличившиеся" своими боевыми действиями.

Один из таких бандитов был Абу-Кутейб Джамал. Широкому кругу читателей он не знаком, однако спецы из ФСБ и ГРУ знают о нем много и первое чем он известен - нападением на колонну Пермского ОМОНа. Какие же дороги привели саудовца на российский Кавказ?

Еще в 1995 году он воевал в Боснии, там же подорвался на сербской мине и лишился ноги, неизвестно какие части тела так и остались бы на югославской земле, но война закончилась, а вот боевой пыл Абу Кутейба не остыл. И он отправляется в Чечню, где быстро становится "своим", тем более арабов в Чечне хватало. Там Кутейб становится неким министром пропаганды и специалистом "по связям с общественностью". Но и как всякий наёмник любил принимать участие в боевых действиях лично, утверждая, что счет убитых "неверных" шел на второй десяток.

Колонна

29 марта 2000 года в Центарой из Ведено выдвинулась колонна - БТР, ЗИЛ-130 и Урал. Колонна состояла из ОМОНовцев Пермской области и нескольких солдат комендантской роты, всего 50 человек. Проехав село Жани-Ведено старый ЗИЛок закипел и колонна остановилась. Чуть ранее до прохода колонны в село вошла группа боевиков численностью около 300 человек, они заняли некоторые дома остановившись на отдых. Получилось так, что независимо друг от друга не знаю о присутствии противника бойцы расположились с разницей в пару сотен метров. Командир ОМОНа Симонов по какой то надобности пошел смотреть один из домиков который располагался буквально в 30 метрах от колонны. Открыв двери он увидел двух боевиков которые дремали, Симонов угрожая оружием приказал боевикам сдаваться, но сам был убит наповал. Так начался бой.

"Стрелять одиночными..."

В это время остальные боевики видимо все-таки заметили противника и не сумев толком занять удобные позиции открыли огонь по ОМОНу. Милиционеры даже не спешились и многие из них погибли прямо в машинах. Первоначально огонь велся только из стрелкового оружия, но бандиты понявшие что начался бой стали стекаться к месту колонны со всех концов Жани-Ведено и обстрел только усиливался. Выстрелами гранатометов были подбиты и Урал и ЗИЛ, кроме того выстрелом кумулятива был подожжен БТР. Горящий БТР однако успел развернуть башню и последние минуты яростно стрелял по нападающим. Именно огонь бронетранспортера позволил ОМОНу занять более удобные позиции. Однако вместе с БТРом сгорела и единственная рация которая связывала гибнущую колонну с внешним миром. Милиционеры едва успели передать сигнал о нападении и лишились связи. В последнем радиосообщении ОМОНовцев была просьба стрелять одиночными - патроны кончались и прослушивающие эфир бандиты усилили напор понимая, что до конца боя осталось немного.

Подбитый БТР с задранным вверх орудием
Подбитый БТР с задранным вверх орудием

Не дошедшая помощь

Около 10 часов утра из Ведено выдвинулась колонна на выручку. Всего несколько сот метров отделяло спешащих на помощь бойцов от попавших в засаду, но боевики правильно оценив обстановку устроили засаду и на вторую группу - практически сразу был подбит головной БТР, множество бойцов получило ранения и после короткой перестрелки помощь решила отступить, бросив товарищей погибать. Спустя приблизительно 6 часов колонна вернулась в Ведено. Почему бойцы решили отступить? Дело в том, что шедшая на помощь колонна также состояла из милиционеров ОМОНа и не имела опыта ведения боев. Испытав сильное потрясение после первых выстрелов, было принято решение отходить. Однако это отвлекло внимание почти половины боевиков и дало возможность части тех кто попал в засаду отойти. После отхода этой колонны части ВДВ два дня пробивались к высоте 813, у которой бился отряд Пермского ОМОНа.

-3

"Как сейчас их матерям в глаза смотреть?"

Исход боя был предопределен. Несмотря на запоздавшую поддержку авиации и артиллерии, шансов остаться в живых у первой колонны почти не оставалось. На следующий день после первого боя, 30 марта, на очередном брифинге Сергей Ястржембский уверял, что первая колонна ОМОНа потеряла трех бойцов, 16 «находятся в безопасности». Понятное дело, что говорить о больших потерях было нельзя, не так давно - 1 марта погибли псковские десантники, а тут еще целая колонна. Все это подпортило бы репутацию новоявленному президенту и поэтому тут же стали делать все возможное, чтобы из десантников сделать героев-мучеников, а про пермских мужиков решено было забыть.

30 марта к своим вышло 6 человек которым удалось вырваться из засады. Пять омоновцев и боец комендатской роты - все что осталось от колонны шедшей на зачистку в Центарой. Бойцы сразу заявили, что гибель колонны на совести командования.

-"Духи" мочат, свои мочат – не поймешь, откуда стреляют.
– Лежали под нашими НУРСами, минометами, СУшками. Почти всех зацепило СУшками.
– Нас подставили, сто пудов... Когда мы еще спали, нас предали...
– В штабе ловили два перехвата по рации: "Идет колонна. Стоящая. Берите".
Зачем мы вышли? Зачем нас не убили? Как сейчас их матерям в глаза смотреть?
-4

Потери и итоги

31 марта бойцы ВДВ наконец пробились к месту боя, где нашли тела 31 бойца. Там же нашли тяжелораненого сотрудника ОМОНа, которому перебило обе ноги, там он пролежал два дня. Впоследствии одну ногу ампутировали, но милиционер продолжил службу в том же подразделении. Остальных бойцов сразу найти не удалось, это уже позже окажется, что 12 человек из колонны примут ужасную смерть.

В попытке прорыва они вышли к маленькой речушке, но патронов не оставалось и все они попали в плен. Об этом позже сообщили сами боевики вывесив на свое сайте призыв обменять 10 человек на печально известного полковника Буданова, который незадолго до этих событий изнасиловал и убил чеченку. Ответа от федералов не последовало и ОМОНовцы после страшных издевательств были казнены. Тела были настолько обезображены что опознать их можно было только в лаборатории.

Разгром колоны ОМОНовцев стал еще одной оплеухой военной машине России. Подумать только - за март 2000 года армия и милиция понесли потери совместимые с потерями в полноценной войне. Тут налицо банальное раздолбайство - почему воевали милиционеры, почему не было разведки, почему командир не знал частот прикрывающих данный район десантников, почему не было охранения, почему на колонну была всего лишь одна рация, почему запозднившаяся авиация обработала по своим больше чем по чеченцам. И еще тысяча ПОЧЕМУ.

Ответа нет, а имена погибших мужиков сейчас уже и не вспоминают...