Найти тему
ОЦКК

Встреча министра здравоохранения РФ с выпускниками медицинского университета

Встреча министра здравоохранения РФ с выпускниками медицинского университета
Встреча министра здравоохранения РФ с выпускниками медицинского университета

22 июля 2019 года, в рамках рабочего визита в Астраханскую область, министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова посетила Астраханский государственный медицинский университет, где встретилась  с выпускниками университета. Среди них – учащиеся по целевым направлениям, клинические ординаторы, педагоги и главные врачи ЛПУ. Участники мероприятия активно задавали вопросы министру.
Тема кадрового обеспечения учреждений здравоохранения и результаты реализации программы «Земский доктор» вызвали большой интерес у молодых специалистов и работников отрасли.

Вопрос: – Я окончила медицинский вуз  и готова работать по программе «Земский доктор». Каков  срок отработки обучавшихся по данной программе и переехавших  в сельскую местность? Сколько по времени необходимо работать на селе – 3, 5, 8 лет? Информация разная.

Вероника Скворцова:

Существуют два параллельных механизма эффективного трудоустройства. Первый  – механизм целевой подготовки или целевого приема, когда каждый человек, заключивший такой договор, должен не менее трёх лет отработать на рабочем месте, для которого его готовили. И есть программа «Земский доктор / Земский фельдшер», которая готовит кадры не только для сельской местности, как это было вначале, потом добавились рабочие поселки, поселки городского типа, а сейчас и малые города с населением до 50 тыс. человек. Те люди, которые прошли по этой программе обучение и имеют право получить единовременную выплату в 1 млн.  рублей для врача, должны отработать 5 лет. С этого года Министерство здравоохранения разрешило субъектам Российской Федерации выплачивать целевикам 1 млн. рублей единовременно по решению региона, но в том случае, если специалист  трудоустраивается в медицинскую организацию, где низкая штатная обеспеченность – не более 60%. Поэтому  есть такая возможность  совместить эти две программы, и целевику прийти сразу на 5-летнюю отработку. И получить единовременную выплату в том случае, если это рабочее место на селе, в котором население особо нуждается в приходе молодого специалиста.

Вопрос: – Будет ли в России принята модульная ординатура и коснется ли она всех специальностей или только каких-то конкретных?

Вероника Скворцова:

Да, это абсолютно стратегическое направление развития, которое позволяет проходить ординатуру в зависимости от сложности специальностей и тех технологий, спектр, которые предусматривают обучение по этой специальности в течение от года до пяти лет. Этот модульный набор особенно важен для специалистов высокотехнологичного хирургического профиля – нейрохирургов, сердечно-сосудистых хирургов, трансплантологов и т.д. Потому что уже через год обучения в нейрохирургии человек, по сути, готов работать общим хирургом в поликлинике, но при этом он будет продолжать учиться. Через три года он может быть уже базовым нейрохирургом, в случае  если работает в травматологическом стационаре и  делает  наиболее простые операции отсасывания дуральных гематом, выполняя также операции на латеральных внутримозговых  и других гематомах. Но нейроонкологом такой специалист еще не может работать. Нужно проучиться еще два года, для того чтобы индивидуальный список допусков к профессии пополнился уже высокотехнологичными методами. И так будет по всем основным медицинским специальностям. Это позволяет, с одной стороны, уже с какого-то этапа, с первой  аккредитации работать и параллельно продолжать учиться. Кто-то остановится на определенном этапе и будет работать нейродерматологом, а кто-то пойдет дальше и станет продвинутым специалистом в технологичной нейрохирургии.

Вопрос:– Мы с супругой выпускники ординатуры, хотели бы поработать на селе. Какие меры социальной поддержки имеются в Астраханской области для молодых семей, которые желают трудиться по соответствующим программам?

Игорь Бабушкин (ВРИО губернатора Астраханской области):

Первое – Вы можете стать участниками региональной инициативы «Земский фельдшер»,  созданной аналогично федеральному проекту «Земский доктор», который работает с 2012 года и показывает хорошие результаты. Участвуя в соответствующих программах, и эта информация уже прозвучала в ответе министра,  каждый медицинский работник получает единовременную выплату — в размере 1 млн. рублей для врачей и 500 тыс. рублей для фельдшеров,  эти деньги  можете  использовать по собственному усмотрению. Денежные средства выплачиваются через месяц после оформления документов и заключения договора. Назначение и выдача выплат осуществляется минздравом региона. Предоставление финансирования проводится на основании договора о единовременных денежных выплатах. Если расторжение договора произойдет досрочно по инициативе медработника, то ему придется пропорционально вернуть полученные деньги в бюджет.  

Второе – кандидату для участия в проекте необходимо соблюсти следующие условия. Возраст претендента не должен превышать 35 лет (в некоторых регионах предусматривается максимальный возраст 50 лет). Образование не ниже среднего медицинского. Медработнику нужно будет переехать в сельский населенный пункт.  

Сегодня мы договариваемся с главами районов Астраханской области, чтобы  участникам программы были созданы максимально выгодные условия труда, соблюдены все гарантии по льготам. И главное – оказана помощь в решении  насущных проблем с жильем и дальнейшей  возможностью его приватизации.

Вопрос:  – Хочу задать вопрос  по правовому аспекту прохождения практической подготовки  в рамках ординатуры.  Будет ли учитываться учеба в ординатуре и стаж по специальности?

ВРИО губернатора Астраханской области: Вопрос достаточно частый. По действующему законодательству ординатура является частью высшего образования, это этапы высшего образования. И все кто проходит ординатуру, являются обучающимися. И потому ординаторы, также как и студенты, участвуют в практической деятельности. По действующему законодательству ординатура не включается в трудовой стаж. Но если, обучаясь в ординатуре, вы параллельно работаете на должностях среднего медицинского персонала, а законодательно вы имеете право работать после 3-го курса, то, естественно, ваша работа входит в трудовой стаж.

Вопрос: Я окончил ординатуру по специальности неврология:  – Рассматривается ли вопрос о прохождении  воинской службы выпускниками медицинских вузов конкретно по медицинской, а не по общей воинской специальности?

Вероника Скворцова:

В настоящее время по законодательству только те медицинские вузы, где есть военные центры, имеют право выпускать офицеров, которые идут служить военными врачами. Из 46 вузов Минздрава РФ всего таких 4. В остальных обучение проходит в более светском порядке. Каждый год Министерство обороны своими нормативными актами определяет  потребность  в тех или иных кадрах. Бывает  и так, что выпускники служат в медицинских частях, но это решение каждый раз принимает военная комиссия. И Министерство здравоохранения к этой теме  отношения не имеет. Если речь идет о том, чтобы такой значимый вуз, как Астраханский медицинский университет получил подобную возможность и организовал военный центр, то вуз  должен обратиться к нам. Тогда мы представим в Министерство обороны материалы на рассмотрение. И  будет принято системное решение.

Вопрос: Я готова работать в первичном звене.  Будут ли в дальнейшем предоставлены льготы или баллы для поступления  в ординатуру тем, кто работает в первичном звене здравоохранения, но без учета стажа?

Вероника Скворцова:

Поступление в ординатуру всегда проходит на конкурсной основе. Максимальное количество баллов, которое  можно набрать – 100. Но значительное число баллов начисляется  за работу на должностях среднего персонала на старших курсах, за работу врачом первичного звена, за работу в сельской местности. Это все дополнительные баллы. А со следующего года каждые три года работы в сельской местности будут давать дополнительно 5 баллов. В совокупности участие в практической жизни здравоохранения дает большие преимущества при поступлении в ординатуру. Те, кто получает опыт работы в первичном звене, имеют льготы, в первую очередь, при выборе узких специальностей и приеме в ординатуру. 

Вопрос: – Будут ли предоставлены гранты Министерством здравоохранения Российской Федерации и Астраханской области для профессоров, сотрудников кафедры, ординаторов и студентов субъекта для обучения (специализации) в ведущих учебных центрах, институтах  и университетах  за рубежом?

Вероника Скворцова:

Рассмотрим две  стороны у этого вопроса.  Во-первых, министерство здравоохранения развивает научно-образовательный кластер направленного инновационного развития. В его структуре находится Федеральный центр стратегического планирования. Он проводит постоянную информационно-аналитическую работу и составляет базы по носителям компетенций и специалистов, которые владеют самыми высокотехнологичными, ключевыми методами, причем, на территории всей нашей страны  и конкретно  каждого региона. Мы знаем каждого человека, в том числе в Астраханской области, кто чем-то уникален, кто владеет продвинутыми методами молекулярной биологии, молекулярной генетики, биоинформатики и др., то есть в областях, чрезвычайно важных для современной биомедицины. Работа этого центра стратегического планирования позволяет нам выделять приоритетные направления развития, и под каждое приоритетное направление формировать отдельный проектный офис. Сегодня стоит задача создать оригинальные приоритетные  онкологические препараты, которые работают на основе разных методов. В том числе –  онколитические вирусы, клеточные технологии, различные онкологические вакцины… Один из примеров. Формируется проектный офис, который создает трехмерную фактически дорожную карту и виртуальный коллектив, набранный  из Национальной базы специалистов, которые могут быстро, эффективно и качественно эту работу сделать. Нам все равно, где эти люди работают. Это не грантовые организации. Это гранты для конкретных ученых и научных групп. И фактически это позволяет нам формировать мозаику из наших выдающихся соотечественников, которые делают свою работу вовремя и очень качественно. Это позволяет в несколько раз сократить инновационную цепочку от идеи до внедрения в практику. Примером является  разработка первой в мире зарегистрированной вакцины от вируса Эболы. Бывший генеральный директор ВОЗ Маргарет Чен встречалась с Президентом РФ  В.В. Путиным, когда свирепствовала эпидемия в Гвинеи, Сьерра-Леоне. Она обратилась к нему с просьбой помочь  в создании препарата, способного воздействовать на вирус. Вакцина была разработана в короткие сроки – за 15 месяцев, прошла все необходимые доклинические и клинические исследования, включая регистрацию. И до сих пор эта вакцина никем не улучшена. Буквально три недели назад её результаты воздействия на больных обсуждались в Конго  на специальной международной конференции. Она имеет преимущества перед всеми аналоговыми вакцинами. Такие же исследования проводятся  по направлениям физиологии и патологии мозга, регенеративным технологиям,  микробиологии, онкологии и пр. Очевидно одно. В том случае, если у нас в стране есть выдающиеся ученые, которые готовы работать на самых приоритетных точках прорыва, такие ученые не находятся в тени, они известны и привлекаются к профессиональной деятельности для повышения  престижа России за рубежом.

Во-вторых, министерство образования и науки и высшего образования РФ занимается развитием профессорско-преподавательского состава не только в вузах, которые непосредственно относятся к миру науки, но и в отраслевых вузах, в том числе и наших. Там есть свои гранты и программы по развитию, а также по повышению квалификации в ведущих центрах мира. И в этих программах Минздрав и отраслевые вузы тоже принимают участие. Поэтому можно работать и по отраслевому механизму, он в большей степени направлен на прорывные проекты. А можно работать на уровне Миннауки. Но это не целенаправленно формирующийся результат, а скорее всего, удачный результат интересных исследований.  И системные гранты выдаются для развития науки, в том числе конкретных ученых. Поэтому можно пойти одним или вторым путем. Если у вас есть конкретные вопросы,  посмотрим, как можно их решить.

Вопрос: Меня волнует подготовка хирургических кадров. Я выпускник 1972 года. За эти годы много что изменилось в образовании. К примеру, раньше была первичная специализация студентов старших курсов медицинского вуза по определенному клиническому профилю. Теперь субординатуры нет. Как вы смотрите на то, чтобы восстановить её, потому что не из каждого врача можно сделать хирурга?

Вероника Скворцова:

Фактически  то, что сейчас предопределено государственным образовательным стандартом  –  вариант углубления в практическую деятельность как бы с первого курса. А на шестом  курсе это предусматривается по специальностям терапия, педиатрия и амбулаторная стоматология. Поэтому мы готовим тех, кого аккредитуем при первичной аккредитации: врачи  – участковые терапевты, врачи – участковые педиатры и врачи – амбулаторные стоматологи. Для них 6-й курс, по сути, является субординатурой. Потому что когда человек проходит тройной квалификационный экзамен, он подтверждает свою способность к профессиональной самостоятельной деятельности. Мы развиваем параллельное наставничество, срок которого предусмотрен не менее шести месяцев, а лучше  – в течение всего года. Поэтому хирургия  рассматривается как специальность,  связанная с обучением в ординатуре как минимум один год. Конечно, студенты могут посещать научный кружок по хирургии. И в этом случае они должны получить дополнительные баллы, которые будут учтены для направления  в ординатуру при хирургии, но после того, как они отработают врачом общей практики, практически – терапевтами.

Сколько в зале присутствует целевых студентов, куда вы планируете идти работать? Кто идет работать в первичное звено?

Ответ:  – Учиться на врача – долгий и сложный путь. Мы прошли этот путь успешно. Я хотела бы после получения диплома сразу поступить в ординатуру, без работы в первичном лечебном учреждении. Как реализовать мою мечту, чтобы она стала реальностью?

Вероника Скворцова:

Следуете за мечтой, идите в ординатуру, вы же – нецелевой студент.

Ответ:  Я окончила 6-й курс в 2019 году, я целевик от Астраханской области. Целевое направление по неврологии. Сейчас будет проходить конкурс. Не многим дают целевые направления. После конкурса будет отбор. Не знаем, пройдем или не пройдем.

Вероника Скворцова:  Фактически речь идет о целевой подготовке на старших курсах с возможностью прохождения ординатуры по тем специальностям, которые нужны соответствующему региону. Кто поступал по целевому приему?

Ответ:–  Я поступала на лечебное дело по целевому приему. Был выбор, педиатрия или лечебное дело, выбрала лечебное.

Вероника Скворцова:

Здесь уже больше информация для ректора и профессорско-преподавательского состава. Те ребята, которые поступали по целевому приему,  поступали туда потому, что нам нужны участковые терапевты и участковые педиатры. Необходимо встретиться с деканом того факультета, который  дал целевое направление по узкой специальности, не предоставив  человеку отработать там, где он должен отработать.

Сейчас в стране работают над тем, чтобы у каждого молодого специалиста было автоматизированное рабочее место, возможность войти в Интернет – на ресурсы, электронный рубрикатор. Это поможет поставить правильный диагноз при любых заболеваниях, выявить  алгоритм постановки диагноза.  Сейчас на федеральном портале непрерывного профессионального образования работают более 600 тыс. врачей. Действует 2,5 тыс. интерактивных модулей, по которым  медики сами дистанционно повышают образование  и получают сертификацию. Сейчас важнейший модуль – онконастороженность для врачей любого профиля, работающих в первичном звене. И хотя не с первого раза, но большинство участковых терапевтов этот модуль прошли, правда, некоторые  не с первого, а некоторые лишь с 12-го раза, но прошли. Молодым  надо начинать свою профессиональную жизнь по-честному. И идти туда, где вы больше всего нужны отрасли, потому что не хлебом единым жив человек.  Здоровье населения, служение  людям – эта мечта, которая привела вас в систему здравоохранения.

Текст и фото: Ольга Илюшина