Найти тему
Непопулярное мнение

Интерактивное искусство: Мор. Утопия.

Два раза "ку", Ойноны. Вы на канале НМа, менху с кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики. И, думаю, это было ожидаемо: не могла не появиться в нашей рубрике игра, разом и берущая так много от знаменитого Морровинда, и делающая так много по-своему, да ещё и русская.
Два раза "ку", Ойноны. Вы на канале НМа, менху с кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики. И, думаю, это было ожидаемо: не могла не появиться в нашей рубрике игра, разом и берущая так много от знаменитого Морровинда, и делающая так много по-своему, да ещё и русская.
Это традиционно: как всегда, ссылки на Стим-версию. НМ играл только в классическую версию, но, если вас отвращает графон, никто не мешает вам поиграть в официальный ремейк.

Да, речь пойдёт именно о классической версии. НМ и рад бы поговорить о ремейке, но на ремейк у НМа тупо не хватает ресурсов: позволить себе роскошь днями играть в игры, чтобы потом рассказать о них подписчикам, НМ не может.

"Мор. Утопия." (далее просто "Мор", ибо эти точки в названии просто убивают при попытке подружить их с авторской пунктуацией) не просто так сравнивают со знаменитым Морровиндом. Сами посудите, сколько тут общего:

  • Золотисто-коричневая палитра, напрямую связанная с местом действия, тяготеющим к степям (если вы считаете, что в Морровинд мало степей, вы просто мало играли).
  • Сюжет, закрученный вокруг изучения прелюбопытной культуры чужаком.
  • Узнаваемый конланг. И морровиндское "мутсера" и моровское "ойнон" узнаётся спустя годы.
  • Главный герой чужак, даже если родился в этом месте (Данмеры в Морровинде, и Гаруспик в Море)
  • Культура вся построена на анахронизмах: как сложная обработка стали в Морровинде соседствует с костяными доспехами, так и крутая медицина, в которой присутствуют знания о прививках и иммунитете Мора соседствуют с устаревшими чуть ли не в день своего рождения бронепоездами.
  • В конце концов, и в Морровинде и в Море сюжет крутится вокруг... ну... моровой болезни (из-за этой особенности сюжета некоторые школьники, в числе которых был НМ, искренне верили, что Morrowind стоит переводить, как "Моровые ветра")
Разумеется, Мор не такой комплексный, как Морровинд. Всё же, Бефесда была крутой ААА-студией уже тогда, а Айс-пики до сих пор ИНДюки. Однако, самое главное, что удалось Айс-пикам - это атмосфера. Атмосфера настолько густая, настолько терпкая, настолько обволакивающая, что... в США на самом деле заморочились с любительским переводом Мора на язык Шекспира. Да, это мы, русские, привыкли собирать ресурсики на перевод с английского или мунспика ценных игр и комиксов. А тут америкосы пошли унижаться.
Разумеется, Мор не такой комплексный, как Морровинд. Всё же, Бефесда была крутой ААА-студией уже тогда, а Айс-пики до сих пор ИНДюки. Однако, самое главное, что удалось Айс-пикам - это атмосфера. Атмосфера настолько густая, настолько терпкая, настолько обволакивающая, что... в США на самом деле заморочились с любительским переводом Мора на язык Шекспира. Да, это мы, русские, привыкли собирать ресурсики на перевод с английского или мунспика ценных игр и комиксов. А тут америкосы пошли унижаться.

Мир Мора - самое главное достижение авторов. За него игре готовы простить всё. Но... шёл второй блок информации, а мы ещё не сказали ни слова о сюжете.

Это сюжетно: город в степи охватила болезнь. И три главных героя явились для того, чтобы остановить эту болезнь. Наши герои, это Бакалавр Даниил Данковский, Гаруспик Артемий Бурах и Самозванка Клара Бесфамильная. Чтобы понять, что именно происходит в городе, необходимо пройти все три сюжетные ветки и каким-то образом собрать всё это в единую картину, потому что человек науки Данковский, суровый бугаина Бурах и самая настоящая чудотворица Клара общаются с разными людьми и видят мир по-разному.

Разработчики позволили выбирать персонажа для первого прохождения из Даниила и Артемия, а Клару открывают только для прошедших игру один раз. Однако, НМ настаивает на том, что первое прохождение должно быть за Даниила, второе - за Артемия, а третье - за Клару. Просто потому, что Артемий, хоть и давно не жил в "городе-в-степи", должен помнить, кто такие менху, например, а вот игрок, ни разу не игравший в игру, знать о том, кто такие менху, точно не будет. А вот чужаку Даниилу такие затупы простительны.

Игромеханически Мор является чем-то средним между классической ролевой и иммерсив-симом. Но до полноценного иммерси-сима Мор не дотягивает по возможностям, а до ролевой не дотягивает по причине ограниченности ролевых механик. Правильней всего играть в Мор, как в квест. Как в самый настоящий квест, в который запихнули открытый мир и боёвку.
Игромеханически Мор является чем-то средним между классической ролевой и иммерсив-симом. Но до полноценного иммерси-сима Мор не дотягивает по возможностям, а до ролевой не дотягивает по причине ограниченности ролевых механик. Правильней всего играть в Мор, как в квест. Как в самый настоящий квест, в который запихнули открытый мир и боёвку.

Именно при рассмотрении Мора, как квеста, игра становится "10 из 10 на кончиках пальцев, обожемой". Потому что в квестах геймплей вторичен. Там самое главное - это сюжет, яркие персонажи, интересный мир. И чтобы загадки проходились без гугла. А вот интересный мир, яркие персонажи и сюжет здесь удались на славу. Весь геймплей, по сути, нужен, чтобы убить время, пока Бакалавр Даниил (Бака, хе-хе), гаруспик Артемий или Самозванка Клара (которая умеет исцелять и убивать касанием... и почему её не назвали "Чудотворицей"... хотя, НМ знает ответ, но он будет спойлером) просто шарахается от одной интересной личности к другой интересной личности.

Мор, это вещица, о которой можно говорить очень и очень долго. Но только с теми, кто уже поиграл и изучил эту игру. Потому что именно те люди будут готовы обсуждать Многогранник и Муравейник, а также, выдвигать свои теории о том, откуда, на самом деле взялась эта болезнь: является ли она проклятием, закономерным исходом или просто глюком реальности. Об игре просто обязательно нужно составить своё непопулярное мнение.

Что вас ждёт в будущих статьях.
Голод в Индии и Великобритания. Как они связаны?
"Яжводитель" - чем дешевле кредитное ведро с болтами, тем больше гонора.
"Что, если..." и фантастическое допущение "мы сможем копировать материальные ценности."