(Avengers: Endgame, 2019, США)
Эволюция комиксовой вселенной Marvel (и, разумеется, DC Comics) выглядит гораздо интереснее, чем те истории, которые она рассказывает. На её примере мы как бы наблюдаем за превращением одноклеточной формы жизни в гигантского динозавра, которым эта мультимедийная империя ныне является. Но что прикажете делать, если твой комикс про супергероя стал популярен? Правильно: навыпускать как можно больше комиксов про разновсяческих супергероев. Сколько их там придумается - десяток, полсотни, сотня - неважно. Пока товар продается и хавается, его ассортимент будет множиться "стока, скока надо!".
Вот почему момент, когда марвеловцы выхватили из ножен бритву Оккама и отсекли всё "лишнее сущее", был, в общем-то, предсказуем.
Дело в том, что каждый из героев, это не "сферический конь в вакууме", и к нему прилагалась аж целая густонаселенная вселенная. Такая, где творимые им чудеса выглядят в порядке вещей, а по мере развития сюжета и вовсе становятся обыденностью. Ну а поскольку каждый раз изобретать новую вселенную было бы долго, непрактично и муторно для читателя, в итоге разношерстную геройскую шоблу утрамбовали под крышку единого мира. Который тоже начал затем стремительно эволюционировать и делиться на параллельные миры, но это уже тема для особого разговора. В нашем же случае важно то, что эта мультивселенная позволяет её обитателям встречаться и драться и между собой, и бок о бок против других чудиков - была бы на то воля авторов и растущие тиражи их изданий.
С киновселенной Marvel произошло абсолютно то же самое, что и с бумажной: продажи фильмов про супергероев попёрли вверх, их количество стало множиться по нарастающей и цвести буйным цветом. Поэтому со временем лезвие оккамовской бритвы просвистело и тут. Побывав в гостях друг у друга, в конце концов все здешние паранормальные фрики были согнаны на одну съемочную площадку в один фильм.
Или, вернее, в два - "Мстители: Война бесконечности" (2018) и "Мстители: Финал", собравшие на данный момент суммарно в прокате без малого аж 5 миллиардов $. А "Финал" и вовсе стал на текущий день самой кассовой лентой в истории кино, заработав за три месяца 2,8 миллиарда и свергнув с пьедестала почёта сначала "Титаник" (2,1 млрд.), а затем "Аватар" (2,7 млрд.). Ну и попутно наделав других коммерческих рекордов, что с такой ниэпической популярностью было уже несложно.
Достижение? Кто бы спорил!
Одна беда: попытка оптимизации этой вселенной привела к обратному результату. И вот уже не авторам, а зрителю хочется схватить проклятую бритву Оккама и исполосовать ею "Финал". Ибо число супергероев в нём превысило ПДК и не скажу во сколько раз - геросчётчик в этой картине зашкаливает и плавится. Несмотря на её питер-джексоновский размах в три-с-плюсом часа, даже центральным её персонажам - Железному человеку, Тору, Халку, Капитану Америке, и парочке Черная вдова/Соколиный глаз, - катастрофически не хватает времени, чтобы раскрыть свои характеры в рамках данной конкретной истории. Про остальных тридцать, а то и сорок (кто бы их там считал) героев и не говорю. Их и так-то перечислить по памяти сложновато, а вспомнить, чем ещё они занимались тут кроме финального мордобоя, без шпаргалки и не получится.
Конечно, можно возразить, что, дескать, на кой было заморачиваться с раскрытием чьи-то там характеров, ведь мы и так знаем этих суперлюдей по предыдущим фильмам. Ну да - знаем. Однако поперек законов драматургии не попрешь, и уж коли вы снимаете масштабную драму, а не слайд-шоу "Супергеройские открытки", без этого пункта в сценарии никак не обойтись.
А, впрочем, о чем это я? Раз уж создатели "Мстителей: Финала" не только легко без всего этого обошлись, но ещё и сорвали на своих "открытках" банк, значит всё именно так и задумывалось. И упрекать их в незнании каких-то там азов драматургии столь же бессмысленно, как упрекать олигарха в незнании высшей математики - а она ему надо?
***
В общем, желание любой ценой упомянуть всех-всех-всех героев франшизы длиною в 22 фильма сделало "Финал" не полноценной историей, а калейдоскопом эпизодов в духе "Привет, я - герой такой-то и я тоже тусуюсь здесь!". Склеить из такой мешанины лиц полноценную драму не получается чисто физически. В связи с чем мы имеем парадоксальную ситуацию: впервые в истории предыдущий фильм-рекордсмен мирового проката был побит не оригинальной картиной, а сиквелом (точнее, квадриквелом), кроссовером, да ещё фильмом, который незнакомые с киновселенной Marvel зрители абсолютно не поймут.
Иными словами правы были кинопророки: в кинематографе действительно наступила Эпоха Вторяков, и как долго продлится этот упадок, вряд ли кому-либо ведомо.