Найти тему
Hellduck

"Кузя". Глава вторая. Дорого, неэффективно, небезопасно

Оглавление

Публикую вторую часть статьи одного из самых интересных военных каналов в телеге (Взгляд человека в лампасах) с размышлениями о нашем единственном авианесущем корабле.

Если некоторые важнейшие недостатки «Кузнецова» были, что называется, запрограммированы заранее (см. первую часть), то другие выяснились только во время его службы в составе СФ. Хотя и нельзя сказать, что все из них оказались большим сюрпризом.

ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" проекта 1143.5, zagopod.com
ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" проекта 1143.5, zagopod.com

1. Ключевой параметр плавучего аэродрома — сколько летательных аппаратов и за какое время он способен поднять в воздух. Какую воздушную мощь способен сконцентрировать над морем авианесущий корабль?

Уже по итогам первой боевой службы «Кузнецова» представители многочисленных НИИ провели специальную закрытую научную конференцию. Главный вывод исследований и испытаний всех систем корабля оказался неутешительным. Выяснилось, что одновременный подъем с ТАВКР более чем семи ЛА — небезопасен. Иначе говоря - «Кузнецов» не способен безопасно обслуживать более чем семь взлетевших с него летательных аппаратов одновременно. Все рассуждения о возможности массового подъема с ТАВКР всего авиакрыла — ну или хотя бы 24-х аппаратов — это просто корабельные байки.

Уже во времена Второй мировой американские и японские авианосцы поднимали в воздух одновременно десятки (!) летательных аппаратов — и успешно оперировали ими в рамках поставленных боевых задач. Россия в начале XXI века способна поднять и применять одновременно только семь истребителей корабельного взлета.

Палубный истребитель Су-33, авиару.рф
Палубный истребитель Су-33, авиару.рф

А семь Су-33 — это меньше, чем эскадрилья. В условиях реальных боевых действий с настоящим противником в океане — просто ничто.

2. Аэрофинишеры. Если трос просто разорвался — это еще пол-беды. Если рвется трос при каждой второй посадке — это уже гораздо худшая ситуация. Ну а если при разрыве трос запутывается в других тросах, которые его дублируют — посадка и вовсе становится невозможной. А все потому, что тросы, которые в конце восьмидесятых годов делать умели — к середине 2010-х делать разучились. А сделанный в свое время запас — иссяк.

В результате в 2016-м году во время БС у берегов Сирии два самолета были потеряны целиком по вине аэрофинишеров.

Палубный истребитель МиГ-29 КУБ, yandex.kz
Палубный истребитель МиГ-29 КУБ, yandex.kz

3. Отсутствие обслуживающей инфраструктуры. «Кузнецов» не имеет оборудованного причала, который бы обеспечивал его во время стоянки в необходимом количестве нужными для функционирования корабельных агрегатов ресурсами — паром, холодной и горячей водой, всеми видами электроэнергии, ГСМ, специальными жидкостями, маслами и так далее. А это значит, что ресурсы корабля при стоянке у берега расходуются так же, как если бы он находился в походе. Срок службы корабля сокращается в разы, а стоимость его эксплуатации — в разы увеличивается.

Впрочем, эта системная проблема российских Вооруженных сил, и касается она не только «Кузнецова» и даже не только ВМФ.

4. Ну и конечно — сам факт базирования «Кузнецова» на северах. Ни один авианосец в мире не базируется в столь высоких широтах. Не этот ли факт сам по себе является приговором самой идее наличия авианосцев в составе российского военно-морского флота?

Нет нужды описывать, как плохо суровый климат влияет на состояние корабля и на его боеспособность. Недаром Северный флот планировал боевые службы «Кузнецова» именно на зимнее время, когда его отправляли, например, в Средиземное море.

В следующей части мы поразмышляем над состоянием авиакрыла «Кузнецова» - а это, повторим, его главное ударное оружие. Там, поверьте, все еще куда более печально.

Посмотреть другие публикации можно в канале:

zen.yandex.ru/id/hellduck

Если статья понравилась, подписывайтесь и делитесь впечатлениями, ставьте лайки)