Найти в Дзене
ROUND the BUSH

Птицы сталкиваются с самолётами!

Столкновения самолётов с птицами – одно из проявлений биоповреждающей деятельности животных. В авиационной орнитологии эта активность птиц наиболее опасна, так как её результатом могут быть очень тяжёлые последствия, связанные не только с потерей дорогостоящего оборудования, но и с гибелью людей.

Птица – биологический объект, у каждого вида свои особенности поведения и рассудочной деятельности, которые приходится учитывать.

Случаи столкновения с птицами отмечались и во время первых полетов летательных аппаратов, но незначительная их интенсивность и малые скорости обеспечивали относительную безопасность, так как птицы успевали уклониться от столкновения. Кроме того, даже при столкновении воздушных судов редко получали серьёзные повреждения из-за незначительной силы удара. По этим причинам опасность столкновений самолётов с птицами в расчёт не принималась. Однако с ростом скоростей самолётов эта опасность увеличивалась.

Первая авиакатастрофа в результате столкновения с птицами произошла в 1912 г. в Калифорнии во время испытательного полёта. Самолёт столкнулся с чайкой и из-за повреждения тросов управления упал в океан, а пилот погиб. До конца 50-х годов лётные происшествия по вине птиц отмечались все еще эпизодически и на протяжении почти 50 лет во всём мире произошли только три катастрофы лёгких воздушных судов.

По этой причине ни в одной стране не проводились фундаментальные исследования по предотвращению столкновений самолётов с птицами, т. е. орнитологическому обеспечению безопасности полетов.

Положение начало изменяться лишь в начале 60-х годов в связи с резким увеличением скоростей, размеров, а также в связи с уменьшением шумов в двигателе самолётов, благодаря чему вероятность столкновений с птицами возросла.

Птицам стало труднее координировать свой полёт, своевременно обнаруживать приближение воздушных судов и уклоняться от столкновения.

Одновременно возросла и опасность столкновения в связи с увеличившейся силой соударения и способностью газотурбинных двигателей засасывать большое число птиц, оказавшихся на пути самолёта. Именно эта особенность двигателей привела к первой тяжелой авиакатастрофе, которая произошла осенью 1960 г. в Бостоне. Четырехмоторный самолёт «Электра» сразу после взлёта столкнулся с огромной стаей скворцов.

-2

При этом у трех двигателей резко уменьшилась тяга, что привело к падению самолёта и гибели 62 человек. Катастрофа привлекла внимание всего мира.

Впервые о птицах заговорили как о грозной и реальной опасности для полётов.

С тех пор по вине птиц произошло три десятка аварий и катастроф гражданских самолётов и вертолётов. По данным зарубежных специалистов, во всем мире из-за столкновений с птицами ежегодно разбивается в среднем 1,5 самолёта.

Однако на каждом аэродроме создаётся свой комплекс окружающих условий и набор видов птиц, опасных для самолётов. В связи с разным географическим местом расположения аэродромов и конкретными метеоусловиями года, сроки пролёта птиц, вылета их из гнезда и отсюда опасности их для самолётов изменяются и нельзя дать готовую схему и сроки проведения комплексных защитных мероприятий по всем аэродромам всех стран. Поэтому для каждого аэродрома, где, судя по имеющимся случаям столкновений или вследствие многочисленности птиц в некоторые периоды года имеется реальная опасность серьёзных столкновений самолётов с птицами, необходимо составить орнитологическую карту (паспорт), в которой были бы отражены видовой состав преимущественно сталкивающихся с самолётами птиц, сезонное, суточное распределение, количественные характеристики и периоды наибольшей опасности столкновений с птицами. Эти факторы необходимо согласовать с рекомендациями проведения мероприятий по их предотвращению.

Подробнее о методах предотвращения скоплений птиц мы рассмотрим в другой статье.