Найти в Дзене
Rallyzone

«Люди не верят, что я уйду из WRC». Интервью с Себастьеном Ожье

Фото: William K/Red Bull Content Pool
Фото: William K/Red Bull Content Pool

Как и другие участники мирового раллийного первенства, действующий чемпион воспользовался шестинедельным перерывом для того, чтобы отдохнуть от непростого первого полугодия WRC и подготовиться ко второму.

Проведя несколько недель отпуска в своем коттедже в Кицбюэле, Себастьен Ожье вернулся к своим рабочим обязанностям и в эти выходные выступит против Отта Тянака и Toyota на их земле — в Финляндии. Перед стартом самого скоростного этапа чемпионата мира француз дал интервью одному из зарубежных изданий…

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

Себ, как прошел летний перерыв? Можно ли говорить о полноценном отдыхе, или вы больше были заняты тестами и развитием автомобиля перед второй половиной сезона?

Себастьен Ожье: Летний перерыв — это всегда отлично. Сезон длится с середины января по середину ноября, и оттого очень здорово получить небольшую передышку посреди года. Отвечая на ваш вопрос, скажу: нет, это были не шесть полноценных недель отпуска, но хотя бы три, за которые я получил возможность как следует отдохнуть между тестами к ралли Германия и ралли Финляндия.

Ощущаете ли себя успешным человеком?

Себастьен Ожье: Простой вопрос! Конечно же, да! Я получил шанс осуществить свои мечты — как в спортивной сфере, так и в личной. У меня есть семья, которая делает меня счастливым… да у меня всё есть. Всё, что надо успешному человеку.

А как гонщик, вы довольны?

Себастьен Ожье: И как гонщик тоже! На мой взгляд, самореализация как раз и состоит в возможности наслаждаться тем, чем занимаешься, и достигать поставленных целей.

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

Так вот, за последние семь месяцев вас нередко можно было увидеть расстроенным. Связано ли это с тем, как складывались этапы WRC или, быть может, что-то шло не так, как вам бы хотелось?

Себастьен Ожье: Что ж, на последних этапах нам откровенно не хватало скорости для того, чтобы бороться за победу. А мой характер остался прежним: как и любой другой чемпион, я не буду расхаживать с радостной улыбкой, если знаю, что не в состоянии бороться с лучшими.

А может, это усталость? Скажем, из-за обязанности общаться с прессой?

Себастьен Ожье: Может — в тех случаях, когда журналисты задают одни и те же вопросы, на которые я отвечал множество раз. Очень уж непросто — во всяком случае, для меня — сохранять спокойствие и повторять одни и те же вещи.

Опять же, есть вопросы, которые я могу обсуждать, а есть вопросы, которые не обсуждаются. Я никогда не критикую людей, с которыми работаю, и стараюсь быть конструктивным. В конце концов, это командный спорт — выигрываем вместе, проигрываем вместе. Не в моих привычках в случае успеха говорить, что это результат моей работы, а в случае неудачи валить вину на других.

Фото: Leo Francis/Red Bull Content Pool
Фото: Leo Francis/Red Bull Content Pool

Оказалось ли освоение нового автомобиля от Citroën столь интересным, как вы ожидали?

Себастьен Ожье: Задача сложная — оттого и интересная! Последние этапы, конечно, выдались непростыми.

Какие-то неприятные сюрпризы? Больше сложностей, чем ожидалось поначалу?

Себастьен Ожье: Учитывая достижения этой машины в прошлом году, мы знали, что рассчитывать на мгновенный успех не приходится. Если говорить о модернизации техники, то я бы хотел, чтобы она проводилась быстрее. Однако нынешнее финансовое положение Citroën заметно отличается от того, в котором команда пребывала в предыдущий период моего в ней присутствия — и это накладывает определенные ограничения.

А приятные сюрпризы были?

Себастьен Ожье: Начало сезона с победой в ралли Монте-Карло и еще одной — в Мексике… серия подиумов… В общем, с точки зрения результатов я не могу сказать, что не удовлетворен первым полугодием. Признаться, это даже лучше того, на что мы рассчитывали — я бы и на меньшее согласился.

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

Глядя на результаты, можно сказать, что начало сезона удалось. Но не будет ли верным утверждение, что ради этих очков вам пришлось прыгнуть выше головы?

Себастьен Ожье: Видите ли, на старте сезона мы поставили перед собой задачу постепенно набирать скорость, и, как видим, удается нам это не всегда. Но вы можете особо отметить, что на последних этапах мы были в невыгодном положении и стартовали первыми, расчищая сухой гравий. Это всегда сказывается на скорости и результатах.

В этом году вы скорее минимизируете урон и набираете очки, чем боретесь за победу. Вызывает ли это разочарование? Как вы с этим справляетесь?

Себастьен Ожье: Не могу сказать, что расстраиваюсь в такие моменты. Да, приятно добиваться результата в борьбе, как мы не раз делали с Жюльеном [Инграссиа, штурманом]. Но я думаю, что в этом году нам неоднократно удавалось зарабатывать максимум очков с учетом всех обстоятельств. Полугодие вышло хорошим, но нам бы хотелось больше скорости — и над этим нужно работать.

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

А теперь давайте-ка вспомним злополучную аварию на Сардинии, где вы въехали в камень. Анализировали эту ошибку? Можете объяснить, как такое могло произойти с шестикратным чемпионом мира?

Себастьен Ожье: Да, глупо получилось. Одна из текущих проблем нашего автомобиля заключается в том, что он совершает много лишних движений — и это прекрасно заметно со стороны. Скажем, на разгоне C3 WRC сильно задирает нос. Собственно, наша встреча с камнем на Сардинии казалась практически невозможной, однако по факту я просто его не видел.

В том повороте я выбрал нужную, как мне тогда показалось, траекторию, но в таких условиях много не надо — достаточно промахнуться на пару сантиметров, чтобы выйти из игры. Я не ищу оправдания — это целиком и полностью моя ошибка — но зная, что я не видел этот камень, можно легко ответить на вопрос, как это произошло.

То есть, получается, что вы не видите дорогу?

Себастьен Ожье: Ну нет, у меня не настолько низкая посадка в машине. Это связано не столько с моим положением за рулем, сколько с задействованной недавно геометрией подвески, которая вызывает такую продольную раскачку на разгоне, а мы вынуждены искать дорогу глазами.

Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool

Взять, к примеру, Toyota: их автомобиль ведет себя как гоночный карт. Это значит, что они подобрали оптимальное решение. Со стороны Yaris WRC смотрится машиной устойчивой и простой в управлении. Ну а с Оттом за рулем она способна демонстрировать отличные результаты на скользком покрытии. Они сумели найти отличный компромисс, сохранив высокий уровень сцепления с трассой и минимизировав раскачку.

В первой половине сезона неоднократно поднимался вопрос тактики. Считаете ли вы, что ей есть место в WRC? Следует ли полностью запретить тактику, даже если формально она не нарушает правила?

Себастьен Ожье: В недавнем прошлом (в годы выступления Ожье за M-Sport) нас часто критиковали за обращение к тактическим ухищрениям, но теперь оказалось, что мы не единственные. Всё очень просто: как только другие обнаруживают себя в тех же обстоятельствах, что и мы, они поступают точно таким же образом. И так будут делать все, покуда регламент оставляет такую возможность. Таковы правила игры, и всяк будет играть, используя те карты, что есть у него на руках.

Если бы всё зависело только от меня, если бы я мог бы принимать соответствующие решения, то не думаю, что от запрета подобных действий стало бы хуже. Как по мне, это только очистило бы нашу дисциплину.

Но вообще, знаете, это было так давно, и мне не хочется тратить время на обсуждение правил. Я предпочту сосредоточиться на своей работе и последних 20-ти ралли в своей карьере.

Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool

Ваш партнер по Citroën Эсапекка Лаппи проводит сложный сезон. В 2009-м, когда вы выступали за рулем C4 WRC, у вас тоже были сложности. Что бы вы посоветовали ему, будь вы его наставником?

Себастьен Ожье: Вообще-то, наши ситуации сложно сравнивать: мы были в самом начале своей карьеры, а он, все-таки, уже обладает неплохим опытом — хотя он, конечно же, меньше, чем у большинства топ-пилотов в WRC.

Я думаю, что Эсапекке придется как-то освоиться. Я уже говорил о продольной раскачке; так вот, Лаппи не может ехать на тех же настройках, что выбираю я. С ними он не доверяет машине и потому не может показывать высокую скорость. Кроме того, он не самый везучий раллист, хотя в нашем деле грань между успехом и неудачей зачастую невелика.

В сложные периоды к пилоту неизбежно возникают вопросы, но команда по-прежнему его поддерживает, и это очень важно. Будем надеяться, что, начиная с Финляндии, он сможет демонстрировать приличный результат.

Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool

C3 WRC получила обновления перед ралли Финляндия. Насколько они эффективны?

Себастьен Ожье: Изменения небольшие, но должны позволить нам скорректировать описанную мной проблему без потери сцепления с трассой. К Германии будет готово небольшое обновление двигателя. Не сказать, чтобы много, но на таком уровне всё сгодится.

Вселили ли в вас уверенность двухдневные тесты в Финляндии? Чего вы ожидаете от предстоящей гонки?

Себастьен Ожье: На тестах автомобиль произвел на меня хорошее впечатление, но окончательный вердикт можно будет озвучить лишь во время гонки.

Ралли Финляндия — это вотчина Toyota. Они базируются здесь и потому имеют возможность проводить неограниченный объем тестов на местных дорогах. Это дает им огромное преимущество, да и автомобиль разрабатывался специально под эти спецучастки и отличается более развитой, чем у конкурентов, аэродинамикой.

Вы не подумайте, я не жалуюсь. Даже зная, что претендовать на победу в Финляндии будет очень сложно, я с оптимизмом смотрю на предстоящее ралли. Если не получится победить, всё равно можно побороться за высокие очки и взобраться на подиум. Одно это уже будет хорошим результатом, потому что при нынешнем уровне конкуренции и обилии жаждущих проявить себя скандинавов гонка явно будет непростой.

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

Какой будет стратегия на оставшиеся шесть этапов? Какой вам видится борьба за титул?

Себастьен Ожье: Буду проезжать одну гонку за другой, потому что важна каждая из них. Конкуренция высокая, так что планировать что-то наперед невозможно. Нельзя сказать, что на этом этапе мы обязательно выиграем, а на том заедем на подиум.

Лучшим примером в этом году стало ралли Тур де Корс: мы, конечно, финишировали там вторыми и заработали хорошие очки, но определенно не ожидали, что будем настолько отставать по скорости на этапе, который, как предполагалось, идеально подходит Citroën. Мы не застрахованы от такого рода неприятностей, и потому должны использовать любую возможность.

Впереди ещё будут этапы, где большую роль будет играть стартовая позиция, и в этом смысле я рад, что Тянак стартует первым в Финляндии. Мы в этом году открывали три худших в этом аспекте ралли — в Швеции, Португалии и на Сардинии — и сейчас нам вовсе не обязательно лидировать в чемпионате.

Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool

Кого из своих основных соперников — Отта Тянака и Тьерри Невилля — вы опасаетесь больше всего?

Себастьен Ожье: Как-то сложно выбрать. Я вынужден оценивать их одинаково. Быть может, по чистой скорости Отт на сегодняшний день быстрее всех, но Тьерри, в свою очередь, способен стабильно добираться до финиша и добывать нужные очки. В общем, оба очень опасны.

Всем нам хорошо известно, что это ваш предпоследний сезон…

Себастьен Ожье: /перебивает/ А вот и не всем! Многие люди не верят, что я уйду из WRC — во всяком случае, дают мне это понять. Мне постоянно задают этот вопрос, но для себя я давно всё решил.

Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool

Не возникало ли за последние семь месяцев сожалений о том, что контракт с Citroën насчитывает всего два года?

Себастьен Ожье: /твердо/ Нет — и близко не возникало. Этот сезон складывается неплохо, и мы по-прежнему боремся за титул. Двухлетний контракт стал хорошим решением: мне точно не хотелось завершать карьеру в прошлом году. Я установил для себя крайний срок на конец 2020 года и думаю, что это подходящее время.

Знаю, некоторые говорят, что лучше остановиться, когда ты на вершине, но для меня это не самое главное. Главное — доверять своим ощущениям, понимать, получаешь ли ты удовольствие от того, что делаешь. Я получаю удовольствие от пилотирования. Кроме того, выступать в чемпионате сегодня, в эпоху столь приятных в управлении автомобилей… это здорово. Я очень рад, что всё еще здесь!

Ставь лайк, делай репост — так мне будет понятно, что стараюсь не зря, да и вообще мотивирует.