Найти тему
Иван Рябчиков

ДУЭЛИ В МЕЖДУВОЕННОЙ ПОЛЬШЕ (1918-1939 годы)

Дуэли были чумой междувоенной Польши. В поединках решали конфликты шляхта и интеллигенция, а особенно популярны дуэли были в студенческой среде. Число дуэлей доходило до 400 в год, одна четверть из них заканчивалась смертью либо инвалидностью.

Хотя Церковь грозила всем участникам дуэли отлучением, хотя Законы государства грозили им тюрьмой, угрозы Кодекса чести были сильнее. Кодекс чести грозил пожизненным бесчестием всем, отказавшимся от участия в дуэли. Человек, принявший вызов, или не принявший вызов на дуэль, всё равно оказывался нарушителем требований Костёла, Закона или Кодекса чести. Но надо правду сказать, что Костёл и Закон были весьма снисходительны к участникам дуэли и часто оправдывали дуэлянтов, а Кодекс чести не принимал оправданий. Книгу «Кодекс чести» Владислава Бозевича знал наизусть каждый порядочный поляк, она переиздавалась за эти годы 7 раз.

Примеров участия в поединках можно приводить массу. В очень неприятном положении оказался даже Главнокомандующий Юзеф Пилсудский. На Военном совете в 1923 году он назвал генерала Станислава Шептыцкого курвой. Последний не стал обращаться по поводу оскорбления в суд, а вызвал Пилсудского на дуэль. Дуэль не состоялась, поскольку вмешался президент Войтеховский. Мол, Главнокомандующий не может принять вызов от своего подчинённого. Всем понимали, что это была отговорка. Так что и сам Главнокомандующий был не безгрешен.

Часто дуэли затевались по пустякам, спьяну. Достаточно было бы сказать: «Простите», чтобы уладить конфликт, но в людях, казалось, кипела жажда крови. Были любители-дуэлянты, которые всегда готовы были участвовать в поединках в любом качестве. К таким относился, например, любимый адъютант Пилсудского Венява-Длугошовский. Позже он получил должность командира Первого полка кавалерии, территория которого была прекрасным местом для проведения дуэлей. Лично он предпочитал драться холодным оружием, а не на пистолетах.

В числе отказавшихся участвовать в дуэлях и на которых были составлены протоколы о потере чести, то есть они стали нерукопожатными, были и члены правительства, и министры, и промышленники, и студенты.

Признаюсь, здесь я завидую полякам. У них была возможность быстро и кардинально решить проблему, вызвав обидчика на дуэль. Нехорошие люди опасались делать свои дела, поскольку суд мог быть очень скорым, а в случае отказа принять вызов обидчик терял репутацию. Оправдания не принимались.