“Renaissаnce”
(1969, Island Records, ILPS 9114 / 2008, Repertoire Records, REP 5105)
Когда The YARDBIRDS распались в 1968 году, оставшиеся участники были полны решимости продолжать, воплотить свои музыкальные идеи и стремления. Певец Кит Релф (Keith Relf) и барабанщик/вокалист Джим Маккарти (Jim McCarty) стремились экспериментировать и придумали смелую новую концепцию, которая расцвела под знаменем "Ренессанса". Музыка группы ознаменовала позитивный переход от их R & B корней в дивный новый мир классического вдохновенного прогрессивного рока.
"Renaissance", их дебютный альбом, впервые выпущенный в 1969 году, основан на мелодичных песнях и текстах, составленных Рельфом и Mаккарти. Однако основным вкладчиком в каскад вдохновения являлся Джон Хоукен (John Hawken), чьи рапсодии на фортепиано являются изюминкой таких амбициозных треков, как "Kings & Queens" и "Innocence".
Джон Хоукен (родился 9 мая 1940 года в Борнмуте) был бывшим членом группы шестидесятых годов THE NASHVILLE TEENS, которые достигли большого успеха с хитом ‘Tobacco Road’. После распада TEENS в 1969 году Хоукен продолжил играть с VINEGAR JOE и THE STRAWBS. После чего он и был «завербован» в только что сформированный RENAISSANCE вместе с Китом Релфом (родился 22 марта 1943 года, Ричмонд, Суррей) и Джимом Маккарти (родился 25 июля 1943 года, Ливерпуль). Завершили формирование группы Луис Сеннамо (бас) (Louis Cennamo) и сестра Kита Джейн Релф (вокал и перкуссия) (Jane Relf).
По странному капризу судьбы, этот состав должен был быть заменен другой группой, также называемый "Ренессанс", которая примет на себя их мантию и изменит их судьбу. Это увлекательная история, но всему свое время. Это была эпоха, когда группы должны были выдерживать бесконечные туры по миру, которые оставляли их физически и морально истощенными. К концу шестидесятых многие музыканты отчаянно нуждались в паузе, чтобы отдохнуть, подумать, восстановить силы и сыграть ту музыку, которую они действительно любили, а не то, что диктовали промоутеры и чарты. Сегодня Джим Маккарти мирно живет во Франции, но остается активным, счастливо играя с возрожденными YARDBIRDS и по-прежнему гастролирует в 21-м веке. Однако жизнь была менее ясной в 1969 году, когда музыкальная сцена бурлила и находилась в состоянии хаоса.
Джим рассказывает: "В 1968 году мы с Китом Релфом решили оставить YARDBIRDS, что, оглядываясь назад, возможно, было ошибкой. Но мы оба были измотаны гастролями и обязанностью снова и снова играть один и тот же сет. В те дни все было основано на "живых" выступлениях. Мы много бывали в Америке и Австралии, что было очень утомительно. И мы всегда, нам казалось, были не в той компании на сцене, выступаяь с поп-звездами, такими как Брайан Хайланд (Brian Hyland) и SAM THE SHAME. Помню один странный тур по Новой Зеландии с WALKER BROTHERS и Роем Орбисоном (Roy Orbison). Хедлайнеры пели сладкие баллады, но ведь в YARDBIRDS на гитаре играл Джимми Пейдж (Jimmy Page) и играл он очень громко, гораздо громче остальных. По словам очевидца, Гэри Лидса (Gary Leeds) из WALKER BROTHERS, Джимми Пейджа на самом деле освистали местные жители. Гэри рассказывает: "Эти новозеландские зрители отстали от времени лет на тридцать!"
Джим Маккарти: "Итак, мы играли не для той аудитории, и даже не было никаких авторских гонораров. Это было до того, как рынок альбомов взлетел в семидесятых. Если бы YARDBIRDS продержались бы чуть дольше, мы могли бы вернуться с большим альбомом. Но в те дни не полагалось делать перерыв. Чтобы заработать на жизнь, нужно было оставаться в дороге. Так что мы были совершенно разбиты. Мы с Китом собрались вместе и начали писать музыку в домах друг друга. Мы перешли от блюза к сочинению песен в фолковом ключе. Я сам научился играть на гитаре и всегда вносил свой вклад в песни YARDBIRDS. Раньше я напевал мелодии, которые просто рождались у меня в голове. Я действительно не знал, какие аккорды играть, но я придумал мелодию для "Under Over Sideways Down". Тогда я понял, что если бы я научился играть, то смог бы придумать больше вещей."
Кит и Джим наслаждались своей новообретенной свободой, поскольку они теперь работали вместе под именем TOGETHER. "После того, как мы покинули THE YARDBIRDS, группа распалась, но Джимми Пейдж хотел продолжать, и именно тогда он сформировал NEW YARDBIRDS, которые скоро превратятся в LED ZEPPELIN. Джим вспоминает, что Кит, который страдал от болезни легких, просто не хотел продолжать блюзовать и дуть в губную гармошку. “Мы хотели перемен. Мы были в дороге постоянно с 1963 года, а Джимми не был в группе столь долго, так что он все еще был свеж и хотел гастролировать с ZEPPELIN.
Кит и Джим спросили EMI, могут ли они сделать свой собственный альбом. Они записали материал в студии Abbey Road, в том числе песни "Together Now" и "Henry's Coming Home", предназначенные для синглов. "Но на самом деле эти записи никуда не пошли. Пол Сэмвелл-Смит, бывший басист YARDBIRDS (Paul Samwell-Smith), стал нашим продюсером, и он познакомил нас с бизнесменом по имени Джон Митчелл (John Mitchell), который захотел стать нашим менеджером. И Джон посоветовал нам создать группу."
Среди их новобранцев были басист Луи Сеннамо (Louis Cennamo), ранее THE HERD и Джон Хоукен (John Hawken) из NASHVILLE TEENS. По случайному совпадению, Хоукен ранее был связан с кантри группой, которой Крис Дрейя (Chris Dreja), другой бывший ярдбердовец, управлял с главaрем ZEPPELIN Питером Грантом (Peter Grant).
Джон Хоукен привел с собой Брайана 'БиДжей' Коула (Brian ‘BJ’ Cole), известного слайд-гитариста. Сестра Кита Джейн (Jane) также была приглашена в новую группу, еще безымянную. Рассказывает Джим: "Однажды в конце 1968 года мы установили все наше оборудование в моем доме в Молси, Суррей, и собрались все вместе поджемовать. Джем прошел довольно хорошо, но Брайан не очень подходил нам. Его звучание было слишком тяжелым для нас, и слайд-гитара было не совсем то, что мы хотели. У нас с Китом было несколько идей для работы. Мы играли одну из них, и прямо в середине песни Джон Хоукен вдруг перешел к длинной классической пьесе Бетховена. Мы воскликнули: "О, это здорово!". Мы решили сохранить эту идею и начали развивать стиль, который позднее назовут ранним прог-роком или прото-прогом.
"Мы подумали, что могли бы расширить идею Джона, играющего на классическом фортепиано с тем, чтобы Луис следовал за ним на басу. Джон изначально был известен как буги-вуги музыкант, так что для нас было шоком, что он может играть классику также очень хорошо. Все каким-то странным образом сошлось воедино. Мы подготовили программу, которую могли бы играть «вживую», длительностью около часа. После чего начали ее репетировать, играя раз за разом, чтобы все звучало как надо".
Наконец, они выступили "вживую" в "The Fishmongers Arms" в Северном Лондоне, одном из многих пабов, где играли рок. Джим: "Я не смел играть на гитаре "живьем", я просто играл на барабанах. Джейн и Кит оба пели вокальные партии. Джейн была еще новичком во всем этом. Она была секретарем фан-клуба THE YARDBIRDS, жила в Корнуолле и работала в гончарной мастерской. Но она смогла приехать в Лондон, и это было очень важно для нее и волнительно, потому что она никогда раньше не пела перед зрителями."
Их менеджер, Джон Митчелл, добился для них контракта с Island Records, по которому Пол Сэмвелл-Смит также стал их продюсером. Это было время, когда под крылом 'розовой этикетки' находились такие группы как TRAFFIC и JETHRO TULL и который считался благополучной компанией. "Мы записали этот дебютный альбом для них в Olympic Studios в Барнсе, с инженером Энди Джонсом (Andy Johns) на восьмидорожечный магнитофон. Во время наших сессий в студии мы видели там Эрика Клэптона, а также LED ZEPPELIN, которые в одной из студий записывали свой второй альбом, так что я смог пообщаться с Джимми Пейджем. Мы записали только пять песен для нашего альбома, потому что они были очень длинными и сложными. Между тем Джон Митчелл заключил для нас отдельный контракт в Америке с Elektra - так что дела обстояли прекрасно, и мы были в отличном настроении".
Конечно, группе срочно требовалось соответствующее название. "Мы перебрали кучу хипповских названий и так и ничего не могли придумать. Тогда парень, который арендовал у меня комнату, как-то произнес: "Как насчет “Ренессанс”? - и мы в восторге набросились на него. Обложка альбома была очень красивой. Это была картина "Падение Икара", идея, которую придумал арт-отдел Island. Фотографии группы внутри конверта изображали нас с большим количеством старых музыкальных инструментов, которые компания взяла напрокат в "Victoria & Albert Museum".
Маккарти считает, что альбом хорошо продавался, особенно во Франции и Германии, даже если он не был на уровне LZ. Но оказалось трудно получить ротацию на радио с такими длинными композициями. Тогда они попробовали сделать сокращенную версию "Islands" для сингла, который в конечном итоге получил эфир в Европе. Первый трек "Kings & Queens" очень ритмичный в эдаком испанском стиле. В этом треке особенно выделяется своим вокалом Джон Хоукен с очень привлекательными гармониями. Джим: "Самое смешное, что Кит играл соло на гитаре, но он не был в действительности соло-гитаристом на самом деле! Он просто сыграл несколько флажалет. Я помню, что как-то мы выступали в Финляндии в одном концерте с Джоном Мэйоллом. У Джона был только свой басист, и он сказал: "Если это возможно, могу ли я использовать вашего барабанщика и гитариста? Он имел в виду меня и, конечно, Кита. У Мэйолла был такой статус, что он мог бы использовать любого из великих гитаристов, таких как Эрик Клэптон, например, и поэтому каждый раз, когда Киту приходилось играть соло на том концерте, он прятался за колонками. Он был напуган до смерти."
Но на альбоме Релфу нечего было бояться, потому что Хоукен доминирует со своими клавишами над всем инструменталом. В "Innocence" преобладает классическое пианино, и Маккарти признается, что ему было трудно вспомнить все аранжировки.
"Это был не блюзовый джем, как мы привыкли играть. Мы должны были помнить каждое маленькое изменение ритма. "Island" был нашим большим номером, и это была песня, над которой мы работали дольше всего. Мы сделали предыдущую версию в студии "R. G. Jones" в Мордене. Это началось как прямолинейная песня, а затем мы превратили ее в прог-номер. В "Wanderer" чувствовалось некое барокко, поэтому Джон играл на клавесине. Он также сыграл на большом рояле в Оlympic Studios. Последний трек "Bullet" был нашим самым длинным номером и больше походил на рок-песню. Кит играл на губной гармошке, но блюзовой основы там нет.
"Мы были очень довольны альбомом, и все прошло очень хорошо. Я все еще очень горжусь им. Крис Блэкуэлл, руководитель Island, был так доволен, что попросил Пола Сэмвелла-Смита спродюсировать альбом Cat Stevens."
Группа начала записывать еще один альбом "Illusion", но к этому времени старшие члены группы заметно устали от постоянных гастролей. Джим рассказывает: "Многое изменилось, и внутреннее напряжение начало расти. Я бы сказал, что это была довольно нервная группа. Джейн, которая никогда раньше не была в туре, становилось все труднее, а Луис и Джон оба были нервными типами. Они были не то, чтобы негодяями, ведь когда мы начинали все вместе мы были очень сплоченной группой. Так что обстановка в группе стала очень напряженной."
У Джима тоже были проблемы, и он не мог больше выступать. "Я переживал плохое время, и атмосфера в RENAISSANCE стала похожа на то, как это было в конце YARDBIRDS. Это было уже слишком. Поэтому группа потихоньку начала разваливаться, и люди захотели уйти. Даже Кит засобирался! Мы были сыты по горло и решили отойти от дел. План состоял в том, чтобы продолжать пока Кит доделает второй альбом."
Так что работа продолжилась снова, на этот раз в студии "Island's Basing Street” в Лондоне, ныне принадлежащей Тревору Хорну. «Все это превратилось в блеф. И Кит, и я покинули группу, но Луи, Джейн и Джон все еще были в деле. Между нами росло разделение. Мы были все бывшие хиппи, кроме Джона, который был рокером. Теперь это все было как вода под мостом."
Оставался еще ряд концертов, и когда Луи Ценнамо все-таки тоже ушел, Джон Хоукен вынужден был привлечь новых музыкантов, в том числе бывшего гитариста NASHVILLE TEENS Майкла Данфорда (Michael Dunford), с которым продолжил формировать вторую версию RENAISSANCE с Энни Хэслэм. Новый состав записал даже один из треков на 'Illusion'. Это было немного конечно странно, и альбом даже не стали выпускать в Англии, а только в Германии. Это был нонсенс. Затем ушел и последний оригинальный участник группы - Джон Хоукен. После этого у них появился новый пианист по имени Джон Таут, и я помню, как был на прослушивании Энни Хэслэм. Она была великолепной певицей и, конечно, получила работу. RENAISSANCE продолжили уже как возрожденная и другая группа, но я уже связь с ними не поддерживал. После я начал писать песни с поэтессой из Корнуолла по имени Бетти Тэтчер. Она присылала мне тексты песен. Это была идея Джейн Релф, потому что она была старой подругой Бетти. Маккарти также сделал несколько песни на стихи Тэтчер, и пара из них появилась на первом альбоме других RENAISSANCE "Prologue".
"После этого альбома я пошел дальше. Они много работали и стали очень востребованы. Я ходил пару раз на их выступления и могу сказать, что они делают наши старые вещи довольно хорошо, хоть и в своем собственном стиле. Как ни странно, Бетти продолжала писать тексты для них, и она написала "Northern Lights", которая стала их большим хитом."
Между тем, планы Кита Релфа стать продюсером постепенно угасали, и он совсем потерял к этому интерес. Вместо этого он вдруг резко изменил планы и образовал хэви-рок-группу под названием ARMAGEDDON на пару с Луисом Сеннамо. Они поехали в Америку и привезли Мартина Пью из STEAMHAMMER и американского барабанщика. Они осели в Калифорнии, заключили сделку с A&M в надежде стать новыми HUMBLE PIE". Джим работал над сольным альбомом под названием "Shoot".
Затем в 1976 году Джим, Кит и Джейн снова встретились и обнаружили, что, поскольку роялти за их оригинальный альбом продолжали поступать, они решили, что могли бы вернуться. “Все это было очень глупо на самом деле! Мы снова сформировали группу, но, конечно, группа RENAISSENCE все еще существовала и преуспевала, поэтому мы не могли назвать себя этим именем. Мы назвали группу ILLUSION, по названию второго альбома. Но потом вдруг умирает Кит как только мы начали этим заниматься. Все изменилось."
Джим был опустошен смертью Кита от удара током, которая произошла в 1976 году, когда он практиковался дома на гитаре. Теперь Джиму и его коллегам-музыкантам пришлось самим искать новые пути в своей жизни. Маккарти переключился с барабанов на пение и игру на гитаре в надежде восстановить свою карьеру.
Однако, после многих лет создания сольных альбомов и небольших концертов, Джим был вознагражден возможностью вновь объединиться со старым приятелем Крисом Дреей и реформировать YARDBIRDS в середине девяностых. Они все еще в дороге и в 2008 году и наслаждаются жизнью на очень популярных рок-шоу. Они прошли полный круг со времен RENAISSENCE, - группы, которая принесла новую надежду с ее радостно сложной музыкой. Блюз может быть еще жив в 2008 году, но и настоящий ПРОГ остается мощной силой.
Chris Welch (Classic Rock Magazine author)
London, England, February 2008
Перевод Александр Ковтун
(© ProgIsland Pages, СПб, май-июль 2019)