Существует два мнения об опасностях, которые могут подстерегать в фавелах Рио:
1. В фавелах безопасно и все эти истории об убийствах и грабеже - враньё пакетных туристов, придумывающих небылицы для своих друзей
2. В фавелах повсеместно встречаются убийства и грабеж, а прогулка по таким районам без сопровождения вооружённой охраны - удел глупых и недальновидных романтиков.
Карта Рио-де-Жанейро представляет собой цветастую паутину улиц, сотканную из лоскутов бедных и богатых кварталов. Вдоль берега океана с его легендарными пляжами струится широкое шоссе, за которым начинаются зелёные холмы. На одних из них находятся дома богачей, на других - безликие и жалкие трущобы городской бедноты.
Погуляв немного вдоль океана и не найдя там ничего интересного для себя, я углубился вдоль влажных после весеннего ноябрьского ливня улиц.
В сторону от широкой дороги вела бетонная дорожка, круто взбиравшаяся на холм, откуда открывался великолепный вид на утопающий в дымке берег океана и знаменитую Сахарную голову.
Меня встретил старик, безучастно сидевший у обрыва. Пара приветственных фраз, фотография на память для его внука и я углубился внутрь квартала.
Что представлял он из себя? Не то мдину ближневосточного города, не то бетонный коридор советской больницы. Бетон справа, бетон слева, под ногами бетон, усыпанный мелким бытовым мусором, который медленно прел под южным солнцем. Вместо неба - переплетения проводов.
Так, разглядывая стены и прилавки упрятанных за решётки магазинов, я дошёл до небольшой спортивной площадки. Вокруг была обычная, ничем не выдававшая ни красоты ни ужаса жизнь.
Через пару минут ко мне подошли два парня. Я спрыгнул с турника, на котором до этого разминался. Начался разговор на смеси английского, испанского и португальского языков. Один из них, тот, что держался смелее, выплюнул зубочистку, торчавшую из уголка рта, и потребовал показать то, что я фотографировал у них в квартале. Показывать было нечего - мальчик, старик, бетонная стена, спортивная площадка, в глубине которой виднелась подворотня, из которой они только что вышли.
- Чувак, это Бразилия, это Рио. Хочешь пулю в башке?
Парни попросили удалить меня эти фотографии. Я возразил. Тогда второй, до того стоявший в стороне, поднял футболку, под которой, касаясь загорелого живота, блестел пистолет.
"Уходи", - прошипел он.
В этот момент первого вызвали по рации, которую он держал в руке. Парень ответил, видимо, описав меня как случайного туриста.
Мы молча шли по уже знакомому коридору. Здесь я заметил среди тысяч беспорядочно проложенных проводов один, тянущийся вдоль стены и соединяющий камеры наружного наблюдения. Да, у них нет счётчиков за свет и воду - власти попросту не рискуют соваться в такие кварталы - но все улицы контролируются бандами, которым принадлежит этот холм.
Мы остановились на том же месте, где за полчаса до того я встретил дружелюбного старика и его внука.
- Скажи, что я вам сделал и почему не могу гулять здесь?
- Ты можешь гулять, но не можешь ничего фотографировать!
- Почему?
- Чувак, это Бразилия, это Рио - здесь он обмахнул жестом руки соседние холмы - мы здесь устанавливаем правила. Хочешь пулю в башке? - в этот момент его рука, покончившая с первым жестом, собралась в подобие пистолета, упёршегося дулом мне в левый висок - Нет? Go home!
Я молча повернул в сторону океана и Сахарной головы.
Впереди была Росинья, самая большая фавела в Рио.
Из этой истории можно было бы сделать только один вывод: фавелы, как и всякое другое место, контролируемое криминальными группами - безусловно опасное место. Однако, она послужила опытом - в последующем - будь это та же Южная Америка или Африка - я начинал посещение подобных мест со знакомства и установления контакта с теми, кто имеет авторитет в глазах людей, которых я встречал на улицах. Южный темперамент, открытость и искренность (ведь я не шёл туда, чтобы показать нищету, нет, мне интересна жизнь людей как таковая) способны сломать любые засовы.
PS Эта фавела приняла меня, но намного позже и совершенно неслучайно. Через социальные сети меня нашли местные художники, которые попросили разрешения превратить портрет мальчика из фавел в граффити. Такой непредсказуемый город.
Продолжение следует...
фотографии и текст @Юрий Антонов 2016
любое использование без согласия автора запрещено.