Сага о благородстве, предательстве, власти, революции и любви....
Конец 18го века, близость революции пронизывает воздух обеих столиц великой Российской Империи. В спец вагоне курьерского поезда из Петербурга в Москву едет генерал-губернатор Храпов, приговоренный революционерами к смерти. И да, убийство совершается и никем иным, как Эрастом Петровичем Фандориным, в чьи обязанности входило обеспечение безопасности Храпова в Москве.
Или это был не Эраст Петрович? Но убийца очень похож на статского советника - тонкие усики, чуть за 35, седина на висках, заикание. Он или не он?
Ну конечно же в Москве выясняется, что г-н Фандорин абсолютно к преступлению не причастен. Тогда кто? Откуда у преступников столь подробное описание Эраста Петровича? И что означают буквы БГ на кинжале, оставленном убийцей.
Достойная загадка для умного сыщика. Кстати блестяще сыгранного Меньшиковым. Он настолько вжился в роль, настолько гармонично смотрелся, что кто-либо другой будет вызывать некую оторопь...
Весьма правдоподобно сыграл и Хабенский, правда его революционер - все таки не беглый каторжник, а больше человек думающий, хоть и романтично-наивно верящий в мечту о социализме. Возможно тут использовался образ Кобы, как ориентир. Кстати нападение на царскую карету с золотом действительно было в биографии этого революционера.
Никита Михалков в роли князя Пожарского, приехавшего из Петербурга, дабы взять под контроль расследование убийства Храпова и поиски таинственной БГ мне показался чересчур искусственным. Вроде как это должен быть горделивый, пафосный карьерист, не гнушающийся никакими средствами при достижении своих целей... Но образ получился слегка балаганным, шутовским, однослойным. Не хватило той расчетливой глубины серого кардинала, дергающего за веревочки и своих и чужих.
Поразила Оксана Фандера в роли Иглы - графини Добринской. В любовь ее и Грина, начавшуюся с взаимной неприязни и даже ненависти веришь, следишь, как за бутоном, раскрывающимся прямо на глазах.
И действительно веришь, что такая женщина могла пойти до конца и в жизни и в смерти.
Отдельно стоит отметить диалоги, как это сейчас нам близко:
- Революция, по-твоему, зло? Декабристы, Чернышевский, Бакунин служили злу?
— Дровосеки.
— Какие ещё дровосеки?
— Которые лес рубят. А щепки летят — из человеческого мяса. Худшее из зол — то, что добром прикидывается.
Разве не напоминает это работу нынешних оппозиционеров, хотя между ними более века...
И все это гармонично упаковано в прекрасные декорации, а зачастую и съемку "в натуре" и связано единой нитью детективного сюжета, сдобренного погонями, интригами и юмором.
Ну а о том, что если призадуматься да оглядеться, то можно рассмотреть в толпе вокруг себя прототипов этих персонажей, то за это отдельное спасибо всем создателям.
Одна только лисичка Жюли чего стоит. Вроде как любит своего князя, вроде как на словах жизнь за него отдаст..., а потом " Я свою любовь не предавала — я сердца послушалась. Если б оно сказало мне “умри”, я бы умерла. А оно сказало: проживешь и без Глеба". И все, и нет больше преданной влюбленной девицы, есть только расчетливая хозяйка публичного дома...
Воистину достойный продукт российского кинематографа, вызывающий гордость и восхищение. Ведь могут же снимать, когда захотят!