Найти в Дзене
Анна Винокурова

Внешние помехи вашему успеху в публичных выступлениях.

Оглавление

«Вышел на сцену – изволь пользоваться успехом!»
Михаил Жванецкий.

В предыдущих статьях мы говорили с вами о страхах публичных выступлений и внутренних помехах успешному выступлению .

Сегодня мы продолжаем рассматривать успех публичных выступлений и рассмотрим внешние помехи, а заодно и узнаем, такие ли уж они внешние.

С чем бывают связаны внешние помехи? Можно выделить три большие группы:

I. Время

II. Техника

III. Люди

Время

Самой частой проблемой не очень опытных ораторов является нехватка времени. Причин может быть несколько:

  1. Оратор не репетирует свое выступление с таймером и реально не знает, сколько времени оно занимает, планирует «на глазок». Решается просто: сделайте несколько прогонов вашего выступления с аудио или видеозаписью. Польза огромная! Во-первых, вы услышите и увидите все свои «нюансы», на которые захочется обратить внимание в плане развития ораторского мастерства; а во-вторых, получите понимание о средней продолжительности вашего выступления. Теперь умножьте полученное время на коэффициент 1,2 – именно столько времени займет ваше выступление на реальной аудитории.
  2. Вторая причина, кстати, самая частая – оратор не закладывает время на сессию вопросов и ответов. Сколько времени закладывать, зависит от длительности вашего выступления: чем меньше времени отведено вам на выступление, тем больший процент пойдет на сессию вопросов и ответов. Например, у вас есть на все 15 минут, тогда 5 минут на вопросы, то есть 30%, а если на выступление выделено 40 минут, то на вопросы уже будет около 10 минут, то есть 25%. Еще время сессии вопросов и ответов зависит от темы вашего выступления: научные темы, защита проекта, маркетингового плана обычно требуют более продолжительной сессии вопросов и ответов, и это уже самостоятельная часть выступления – дискуссия.

Общее резюме двух пунктов: Время вашего выступления = Среднее время репетиции Х 1,2 + время на сессию вопросов и ответов.

Так же, бывают накладки по времени, связанные с организаторами, другими докладчиками или форс-мажором:

  1. Идеальный вариант – у вас столько времени, сколько планировалось;
  2. У вас времени гораздо меньше, чем вы рассчитывали;
  3. У вас времени больше, чем планировалось и у аудитории есть желание слушать вас еще (это важное условие!).

Чтобы вы себя чувствовали уверенно в любых временных условиях, подготовьте три варианта вашего выступления:

I. Идеальный

II. Минимальный: главные тезисы, подкрепленные самыми вескими и яркими аргументами. 1 тезис – 1 аргумент.

III. Расширенный: Идеальный + дополнительные примеры, аргументы, «бантики». Тут главное – не уйти от основной темы.

Важно: адаптировать выступление по времени можно только за счет основной части. Вступление и заключение остаются неизменными: тщательно продуманными и хорошо отрепетированными.

Техника

Тщательная подготовка техники и площадки позволит вам свести к минимуму риск возникновения помех с этой стороны. А что же делать, если технические проблемы все-таки возникли? И что это могут быть за проблемы?

  1. Отключили электричество. Пожалуй, самая глобальная проблема, если вы используете проектор, компьютер, микрофон, аудио. Чтобы данная проблема не застала вас врасплох, всегда заказывайте флипчарт и маркеры. Во время подготовки продумайте эскизы ключевых иллюстраций, чтобы ваша импровизация была изящна и информативна. Если в вашем выступлении много данных: цифры, графики, исследования, то распечатайте раздаточный материал для слушателей. Это спасет ваши слайды от перегрузки и выручит при отсутствии проектора. Если слушателей много, то выложите материалы в облако, чтобы слушатели могли открыть их во время вашего выступления, а также, вернуться к ним позже.
  2. Перегорела лампа проектора. Редкое явление, но бывает. Некоторые ораторы имеют с собой запасную лампу, благо, они одинаковые для большинства проекторов, но в целом подойдут рекомендации, которые были в пункте про электричество.
  3. Отказал микрофон. Микрофон рекомендуется заказывать, если ваша аудитория превышает 50 человек. Чаще всего у микрофона садятся батарейки, поэтому комплекты батареек хорошо бы иметь в своем «наборе оратора». Если батарейками решить проблему не удалось, то есть два варианта:
  • Аудитория не превышает 80 человек и площадка позволяет вам разместиться в центре, чтобы максимально сократить расстояние до дальних слушателей. В этой ситуации особое внимание стоит уделить равномерному распределению визуального контакта по всей аудитории, чтобы никто не остался обделенным, и, как следствие, обиженным.
  • Если слушателей больше 80-100 человек или площадка не позволяет вам выйти в середину, в этом случае переносите ваше выступление до исправления ситуации с микрофоном или отказывайтесь от выступления.

Люди

Когда помехи исходят от вашей аудитории, то тут может быть глобально два варианта: «проблемной» является 10-20% аудитории и более или 1-2 человека из всей аудитории. Подходы работы, соответственно, будут разными.

Что же может быть причиной проблем в первом случае? В 90% это ваших рук дело: скорее всего, вы не учли портрет вашей аудитории при подготовке и ваша информация либо не актуальна, либо слишком банальна, либо слишком сложна для слушателей. А может быть ваша позиция противопоставлена установкам аудитории или вы не прошли «невербальный фильтр» - выглядели неуверенным или высокомерным. Остальные 10% могут быть внешними причинами: что-то случилось в организации, где вы выступаете прямо перед вашим выступлением, например, объявили о сокращении, смене руководства, режима работы и тому подобное. Естественно, что мысли людей в аудитории будут заняты другими, более важными вопросами, чем ваше выступление.

Итак, вы видите, что с аудиторией что-то не так: люди шумят, что-то обсуждают, на вас не обращают внимание, или наоборот, настроены негативно, может даже агрессивно. Лучший инструмент в данном случае – прямая коммуникация. Как говорит Родислав Гандапас, известный тренер и автор книг по ораторскому мастерству: «Главный секрет успешного выступления заключается в том, чтобы не выступать перед аудиторией, а разговаривать с ней». Вот и в этой ситуации можно прямо обратиться к аудитории: «Я вижу, что происходит что-то, мешающее нашему диалогу. Поделитесь, пожалуйста! Как я могу изменить ситуацию? Можем ли мы продолжать или лучше перенести нашу встречу на более благоприятное время? Обычно, аудитория хорошо реагирует на прямой разговор с ней и большинстве случаев удается договориться и продолжить выступление, но иногда (редко) лучше действительно перенести вашу встречу. Если вы выяснили, что вы не «попали» в интересы аудитории, то прямая коммуникация позволит вам либо адаптировать ваше выступление к уровню аудитории, либо, если ваша тема не актуальна для них, можно провести большую сессию вопросов и ответов на интересную для аудитории тему. И тут тоже важно ограничиться одной темой, интересной для большинства.

Если же «помех» в аудитории всего 1-2 человека, то причина именно у них, а не у вас, поэтому, в первую очередь, не принимайте на свой счет. Что это могут быть за причины:

  • Не выспался
  • Что-то болит
  • Проблемы в семье, на работе
  • Желание выделиться, получить внимание аудитории или кого-о конкретного
  • Личная неприязнь к вам или людям вашего типа, вашей организации

Хоть мешающих всего один или двое и причина не в вас, выступление все равно может быть подпорчено. Что же делать?

Тут нам на помощь придут наши воспоминания о школе, особенно о самых опытных и мудрых учителях. Как они справлялись с такими ситуациями?

  • Делали паузу, во время которой становился особенно слышен разговор болтунов, которые тоже замолкали
  • Чаще и дольше смотрели на «помеху»
  • В процессе объяснения темы как бы невзначай подходили к парте, где шел горячий «Морской бой»
  • Задавали вопрос тому, кто отвлекался или отвлекал
  • Напоминал, что вопросы можно будет задать в конце урока или после урока, если вопрос не по теме
  • Выскочке-отличнику давали возможность в самом начале рассказать какой-то один вопрос и взять свои лавры, чтобы потом он не мешал
  • Самому въедливому давали на проверку тетради младших классов

Наверняка вы можете продолжить этот список – не стесняйтесь, заполняйте ваш ящичек с инструментами, потому что этот кладезь школьной мудрости прекрасно работает и со взрослой аудиторией. Одно важное отличие: никогда нельзя ставить себя выше или ниже ваших взрослых слушателей, все должно быть только на равных, в позиции «взрослый-взрослый». Кстати, тут тоже прекрасно работает метод прямой коммуникации. Например: «Уважаемые коллеги, я вижу, что дискуссия Павла Ефимовича и Федора Савельевича продолжается. Очевидно, что я не могу выступать параллельно с ними. У нас есть два варианта: дискуссию можно приостановить до перерыва, а я продолжу или, если тема дискуссии настолько важна, что мы не можем продолжать, не разобравшись в данном вопросе, можем выделить время для этой дискуссии, но в этом случае я не смогу закончить в обещанное время.» Таким образом вы показываете, что уважаете аудиторию и их проблемы, в то же время описываете ситуацию и ее последствия, а самое важное, вы даете аудитории выбор, то есть делаете ее полноправным участником вашего выступления. Кстати, в 99% случаев дискуссия переносится в перерыв и уже сама аудитория следит за тем, чтобы дискуссия не возобновлялась раньше.

Имея большой арсенал инструментов, важно помнить, что вы пришли к этим людям не для того, чтобы продемонстрировать свое умение и остроумие при работе с помехами в аудитории, а для того, чтобы донести что-то важное и полезное до всех этих людей, которые выделили свое время для вас. Фокусируйтесь на тех, кому вы интересны и кто вас поддерживает, а не на помехах.

Получайте удовольствие от общения с вашей аудиторией!