Найти тему
Анна Винокурова

Публичные выступления – полный провал? Внутренние помехи.

Плохому оратору язык мешает.

И вот вы перед публикой, полны решимости поделиться чем-то важным, представить свою точку зрения, найти единомышленников и вдруг… Или не вдруг? Давайте разберемся с тем, что может помешать вам достичь своих целей, быть успешным в этом своем выступлении.

Можно, в целом, разделить все «помехи» на внутренние – те, что начинаются с вас, и внешние – те, что приходят извне. Хотя часто они объединяются, но это потом.

Итак, что бывает помехой внутренней?

  1. Ну, во-первых, это страх, об этом мы говорили в другой статье https://zen.yandex.ru/media/id/5d43038a1ee34f00adaf538f/strah-publichnyh-vystuplenii-5d4304d2e854a900af13de9f
  2. Еще можем что-то забыть, ну вылетело слово из головы, чистый лист
  3. Вы что-то перепутали, оговорились
  4. Вы, сами того не зная, дали неверную информацию
  5. Споткнулись, упали, уронили флипчарт…

Если у вас хорошее воображение и вы себе это все ярко представили, то, подозреваю, что вы уже готовы отказаться от публичных выступлений от греха подальше – опасное занятие. Могу вас успокоить: со мной все это и еще много чего за мою 17-летнюю плотную практику публичных выступлений происходило, и я не только осталась цела и невредима, но и все еще люблю общаться с аудиторией, и с каждым годом получаю от этого все больше удовольствия.

Давайте, как говорил мой папа, брать этот интеграл по частям.

Страх – чувство деструктивное, причем разрушает он именно вас, поэтому рекомендую начать со статьи «Страх публичных выступлений», где мы разбираемся, как этот страх предупредить и укротить ДО вашего выступления. А что делать, если вроде как укротили-предупредили, и тут вдруг что-то из перечисленного после страха происходит?

Немножко занимательной физиологии в очень упрощенном виде (да простят меня нейрофизиологи):

Эволюционно наш мозг развивался не сразу такой, как есть у нас, а постепенно. Около 100 млн. лет назад, когда первые живые организмы выползли из мирового океана на сушу, у них сформировался так называемый в некомпетентных кругах рептильный мозг, т.к. впервые его обнаружили у рептилий, а по-научному – ретикулярная формация (она у нас и сейчас есть и очень даже хорошо работает). Ее основная задача – защитить нашу жизнь. Система простая (относительно), но очень надежная. Реагирует на любое внезапное изменение во внешней среде: яркая вспышка, громкий звук, резкое изменение окружающей среды. Именно эта ретикулярная формация, давайте для простоты назовем ее Ящерка, заставляет нас обратить внимание на эти изменения и принять решение «бей или беги». Действует в 100% случаев, но как только вы убедитесь, что вам ничего не угрожает, Ящерка уходит в режим фонового мониторинга.

Примерно 50 млн. лет назад вокруг рептильного мозга сформировался «мозг млекопитающих» (думаю, понятно, почему его так назвали) или эмоциональный мозг, ну а ученые зовут его лимбическая система. Мы же, для простоты, назовем его Хомячок. Этот самый Хомячок нужен для того, чтобы организм мог обучаться на прошлом опыте, он умеет испытывать и различать эмоции, и в дальнейшем поведение организма выстраивается так, чтобы испытывать приятные эмоции и не испытывать неприятные. Так что будьте внимательны к своим домашним животным (и не домашним тоже) – они могут радоваться, любить, ревновать, грустить, тосковать, страдать не хуже вас!

Ну и каких-то смешных 2-4 млн. лет назад сформировался логический мозг – неокортекс, а т.к. ученые нашли его не только у человека, но и у некоторых других млекопитающих, то назовем его Дельфинчик. Это юное, неуравновешенное образование в передней части нашего мозга умеет делать невероятные вещи: выстраивать логические цепочки, обладает абстрактным мышлением, т.е. может себе представить то, чего еще нет или чего мы еще никогда не видели, может включить волю и заставить нас делать то, чего нам не хочется делать, но почему-то надо.

К чему я это все рассказываю: вернемся к внезапностям и страху во время вашего выступления.

Предположим, вы забыли цифру, фамилию, сложное слово и все, паника! Дельфинчик посмотрел, что он ничем помочь не может – у него «белый лист» и благополучно нас покинул, на сцену вышел Бешеный Хомячок. А Бешеный Хомячок страшен, я сама его боюсь, а уж Дельфинчик и подавно. Поэтому, пока Хомячок не успокоится, Дельфинчик не вернется. Как успокоить Хомячка?

Первое и главное – сделайте паузу. Паузы обладают магическим действием! В театре есть даже такой прием «МХАТовская пауза»: она служит для придания значимости моменту, позволяет зрителю пережить эмоции, проникнуться инсайтами, длиться, кстати, такая пауза может до 2-5 минут! Мы не будем так нагнетать обстановку и сделаем небольшую паузу, секунд 20-30. А пользы-то сколько:

  • Во-первых, вы не наговорите «воды» и слов-паразитов – чаще всего это безобразие вылезает, когда оратор пытается как-то заполнить эфир. Не надо его заполнять! Пауза прекрасна сама по себе
  • Во-вторых, паузой вы, прямо как в театре, сможете придать значимости тому, что вы сказали или скажете сейчас
  • В-третьих, если вы были в контакте с вашей аудиторией, то именно от нее вам придет помощь, подсказка и вы сможете продолжить ваше выступление еще в большем контакте с аудиторией, чем раньше. Ведь теперь аудитория будет чувствовать, что сделала для вас что-то хорошее, а мы всегда относимся лучше к тем, кому мы помогли (а не наоборот!)
  • Ну и в-четвертых, во время паузы ваш Хомячок успокоится и вернется Дельфинчик, который все вернет в нормальное логическое русло

Если вы знаете, что можете забыть какие-то цифры, сложные фамилии, названия, то просто запишите их на карточке размером А6 – такая карточка легко поместится в руке и будет размером чуть больше ладони, она не будет отвлекать аудиторию и не станет преградой, как лист А4, например. А с обратной стороны можно разместить логотип вашей компании или мероприятия – обратите внимание на ведущих ток-шоу.

Если же вы что-то перепутали, оговорились или дали неверную информацию, то прямое общение с аудиторией позволит вам сразу увидеть, что что-то не так. А как только увидели, то можно прямо у аудитории и спросить, что не так? И как правильно? И сердечно поблагодарить за то, что исправили вас и за верную информацию. И от такого открытого диалога, и от благодарности аудитория, опять же, будет чувствовать себя на высоте и будет благосклонна к вам и к вашим идеям (что еще важнее!).

Сейчас расскажу вам еще одну историю. Она из детства, из вашего тоже. Вспомните, наверняка у каждого из вас в классе были такие ученики-отличники: они все знали, всегда поднимали руку, их всегда хвалили и любили учителя (может, даже кто-то из вас был таким?). А вот одноклассники, почему-то, не любили, в моем детстве их даже называли обидным словом «ботаны». А ведь хорошие, в сущности, были ребята: не дрались, гадостей не делали, кнопки не подкладывали, а их все равно не любили. Почему? Догадались? Да, конечно, их ЛЮБИЛИ, а остальные на их фоне были не так хороши, не такие умнички. А мы же теперь знаем, что быть любимыми, одобряемыми – наша древняя потребность, иначе изгнание и смерть! И вот теперь мы уже взрослые, а Хомячок наш помнит, что если быть умнее всех, если всегда поднимать руку и давать ответы на все вопросы, то нам поставят пятерку и похвалят, и будут любить. Только вот мы забываем, что в аудитории сидят не наши учителя, а наши одноклассники, которым тоже хочется быть умничками. Дайте им эту возможность! Пусть будут в чем-то умнее вас, пусть проявятся – они будут вам благодарны за это!

Ну а если вы вдруг упали, уронили и проявили прочую грациозность, то юмор будет лучшим вашим спутником! Представьте, что аудитория – это ваши хорошие друзья (а что, еще не так?), вот вместе посмейтесь и продолжайте!

Вот так и получается, что аудитория – главный наш страх и главный наш помощник при внутренних помехах во время выступлений (думаю, что вы уже догадались, что это справедливо не только для публичных выступлений). А как быть с внешними помехами поговорим в следующей статье.