И как же было Голливуду не кусать локти? Ведь когда молодой и полный энтузиазма режиссер Владимир Чеботарев взялся за создание фильма "Человек-амфибия", смахнув десятилетней давности пыль с залежавшегося на Ленфильме сценария, голливудские спецы смеялись!
" Нью-Йорк Таймс" писала: "Сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе!"
Заплачешь, пожалуй, если фильм-то оказался, по словам министра культуры Фурцевой, подарком министерству финансов! Только за первый год проката его посмотрела треть населения страны. Фильм стал лидером кинопроката. Кроме зрителей СССР, его увидели любители кино еще более чем в 100 странах!
Однако съемки приключенческой фантастики тоже стали фантастическим приключением... Начнем с того, что бюджетные средства на съемки были выделены минимальные - как на самую примитивную детскую сказку, какие обычно снимались в Костроме в музее деревянного зодчества .
А тут сняли первое в мире игровое кино под водой! Фильм поэтому можно назвать операторским - ведь без технических изобретений, сделанных буквально по ходу дела оператором Эдуардом Розовским, фильм бы не состоялся.
На съемки в Средиземном море денег, конечно, не хватило, как не хватило их и на сотрудничество с Жак-Ивом Кусто. Cнимать пришлось в Черном море.
А поскольку Черное море живностью небогато, одной из операторских затей был прозрачный тубус, наполненный водой, в которой плавало несколько рыбок. Этот "аквариум" располагали перед камерой, и создавалось впечатление вполне населенного рыбами морского дна. Растительную часть подводного мира сделали из пластика. Акулу, в борьбу с которой вступил Ихтиандр, заменила купленная у черноморских рыбаков крупная рыбина.
Одной из основных задач при съемках было то, чтобы никого не убило током - то есть надо было обеспечить надежную гидроизоляцию киноаппаратуры. По проекту Розовского были изготовлены специальные боксы для кинокамер.
Осветительные лампы под водой лопались от перепада температур и давления. Пришлось через министерство обороны добывать лампы, которые использовались для реактивных военных самолетов.
В общем, за эти свои изобретения Розовский поплатился партийным билетом - его исключили из партии и чуть не посадили за то, что он перерасходовал миллион рублей государственных денег на съемки этого "подарка министерству финансов"( тогда ведь не было пиратских копий, и абсолютно все фильмы первые несколько лет показывали ТОЛЬКО в кинотеатрах).
Вся съемочная группа и актеры, участвовавшие в подводных съемках, несколько месяцев учились подводному плаванию в Ленинградском институте физкультуры имени Лесгафта. Анастасия Вертинская, кстати, на момент начала подготовки плавать практически не умела.
На роли главных героев режиссер требовал актеров молодых, малоизвестных и с "неземной внешностью". И чтобы у Ихтиандра глаза были, как море, а у Гуттиэре - как небо.
И таких нашли! Анастасия Вертинская в это время еще училась в школе, но уже успела сняться в фильме "Алые паруса". Выпускные экзамены ей пришлось сдавать в Баку, там где снимался фильм. Поэтому при ней всегда находилась мама с книжками и тетрадками.
А Ихтиандра ассистентка увидела на его дипломном спектакле. И, как говорят, это было прямое попадание - другого Ихтиандра просто невозможно себе представить.
Актер Владимир Коренев получил такую популярность, что, по его воспоминаниям, все стены его подъезда были исписаны губной помадой его поклонниц.
Так что, по требованию соседей,пришлось ему ремонтировать стены на всех шести этажах, находящихся ниже его квартиры.
Съемки под водой были разбиты на короткие интервалы, и за их безпасностью следили специалисты по подводному плаванию.
Актеры в аквалангах опускались на дно, снимали акваланг, отдавали его инструктору, и начиналась съемка. Продолжалась она не более минуты, потом - опять акваланг, потом - опять снимали. Так создавался эффект непрерывности.
Дублеры были, но актеры практически все трюки выполняли сами - дублеры только страховали. Надо отдать должное мужеству юной хрупкой Насти Вертинской: она очень боялась нырять . Но когда она увидела крепко сбитую фигуру дублерши - чемпионки по подводному плаванию - то сказала : "Нет, она вместо меня сниматься не будет! Лучше я утону!"
Это был тот эпизод, где она" утонула" и лежит на дне.
Кстати, лежит на глубине 9 метров и погрузиться должна была очень быстро - ведь "тонула" она без акваланга. Чтобы погружение ускорить, в купальнике разместили металлический пояс.
И, конечно, не был бы этот фильм хитом без музыки Андрея Петрова, совсем молодого начинающего композитора. Песни Петрова для этого фильма - это новый, ярко зазвучавший незабываемый голос!
Получилось так, что фильм создали молодые, увлеченные своим делом энтузиасты. Очень многое было впервые - подводные съемки, первые песни, первые роли ... А фильм стал сказкой для взрослых на все времена...
Спустя много лет актер Владимир Коренев объясняет это явление тем, что такая "нетленка" не может родиться, если ее создателей отвлекает от творческого процесса "жажда наживы". Нет, люди, создавшие "Человека-амфибию" были поглощены только созданием фильма.
Режиссер вспоминал, что во время кастинга актеров на главные роли у него было много всяких предложений, среди которых было предложение одного состоятельного кавказского гражданина снять в главной роли его сына. Заплатить за это было обещано автомобилем "Волга".
И что бы это был за Ихтиандр? И зачем бы был такой фильм нам, зри телям? И разве получил бы фильм премии на международных кинофестивалях?
А ведь хиту этому уже 57 лет, а на пенсию он, похоже, не собирается...