Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 - 1958) более всего, полагаю, известен двумя вещами: лучшим переводом на современный русский "Слово о полку Игореве", не знаю, изучаемом ли сейчас в школе, а ранее изучавшемся, и стихотворением "Признание", которое куда более знаменито в виде романса, 1980 г., с другим названием (по первой строке) - "Очарована, околдована..." - очевидно, потому, что оригинал стиха слегка отредактирован малоизвестным бардом Лобановским - вот же нахальный человек!))
Ранее эта песня играла примерно такую же роль, как сейчас "Ах, какая женщина!", благо что автор - кабацкий лабух Звездинский. Не могу не заметить, что если стихи Заболоцкого - одна из безусловных жемчужин русской лирики, то "Ах, какая женщина" - ...... - что поделаешь, опошление нравов!
Романс вышел за ресторанный уровень, - его исполняли чуть ли не все наши известные эстрадники - сам автор Звездинский, гр. "Санкт-Петербург", Кобзон, Носков, Маршал, Малинин, Иванов ("Рондо"), Лепс и Бог весть кто ещё, включая и убогого Михайлова; исполняется он до сих пор, хотя, конечно, не так часто, как в 1980-е.
О"Признании" замечу еще, что вопреки более естественному порядку, когда лирика - удел молодости, - это стихотворение из цикла (10 стихов) "Последняя любовь", посвящённого Н. Роскиной, действительно последней любви поэта, и датируется 1956 г., т.е. уже концом жизни поэта.
Признание
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
А, забыл еще одно достаточно известное произведение - "Не позволяй душе лениться" - это и вовсе уже в год смерти (1958). С точки зрения нормального человека, Заболоцкий стал писать внятно именно к концу жизни, потому как стихи бурной ОБЭРИУтской молодости - это, конечно, не для слабонервных)). Чтобы не вдаваться в долгие выяснения, кто такие ОБЭРИУты (Объединение реального искусства, 1927-1930, Ленинград), поясним, что участниками ОБЭРИУ были живописцы Малевич и Филонов, - про "Черный квадрат" надо кому-нибудь напоминать?!
Вот нетипично короткое для Заболоцкого, зато типичное по форме и изображению, стихотворение "Движение", 1927:
Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.
А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.
Каково? - ан, стремление к новому! А конь и реально бедный, не поспоришь...
"Недосягаемым совершенством" Заболоцкий считал Тютчева, а Тютчев известен как скучнейший поэт по форме (рифмовке), но как ба большой поэтический философ - не знаю, лично я никогда его не любил; испытывал влияние В. Хлебникова - о Хлебникове у меня здесь имеется отдельная статья. Кроме того, Николай Алексеевич увлекался идеями Циолковского и натурфилософией; все это вкупе говорит о том, что Заболоцкий - поэт замороченный и не без тараканов в голове, да простят мне такое обобщение придирчивые читатели!
В книге "Столбцы" (1929, т.е. ОБЭРИУтский период) позволил себе не слишком и явный, но язвительный троллинг советской действительности (в частности, "Новый быт"), за что впоследствии с 1938 по 1944 гг. пребывал в сибирских не столь отдаленных местах. Сугубо мое мнение - стиль "Столбцов" напоминает стилистику описательных стихов Рильке, но уровень Рильке явно на порядок выше.
Помимо перевода "Слово о полку Игореве", переводил грузинских поэтов, в т.ч. ещё одно эпохальное произведение - "Витязь в тигровой шкуре".
Вообщем, мнение моё таково, что как минимум "Признанием" Заболоцкий место в русской поэзии застолбил; а следует ли читать из него не-позднего - это личное дело читателя!
А каково ваше мнение об этом поэте? - делитесь!