Последнее время тема советского питания сделалась остро-популярной. Люди спорят, галдят, ругаются на тему «Куда исчезло наше вкусное мороженое?!» В чём глубинная причина повышенного интереса к теме еды, которая,давно уже переварена.
Мне понятны дискуссии относительно советского высшего образования или — коммунистической идеологии. Почему надо клеймить позором человека, у которого была невкусная каша в пионерском лагере? Это его каша и его детская психотравма. С другой стороны — глупо отрицать, что в СССР имел место дефицит определённых продуктов. Или же — полное их отсутствие. Киножурнал «Фитиль» регулярно прохаживался по столовкам, кафешкам и ресторанам. Издание «Крокодил» постоянно выдавало адреса «вонючих» кафетериев и «просроченных» бутербродных. Рисовались и карикатуры — то на поваров, которые уворовали из котлет всё мясо, то — на официанток, предлагавших заветренную котлету и стопарь водки, хотя в меню значились и цыплята табака, и суп-харчо.
Но это никак не отменяет великолепные молочные изделия — глазированные сырки, творог, сметану, сырковую массу, кефир — именно кефир, который можно было есть ложкой. Поэтому говорить, что вся советская еда была дрянью или же — наоборот - амброзией с райским яблочком — не приходится. Советское государство ставило себе конкретную задачу: накормить, причём быстро и по ГОСТам, которые неукоснительно соблюдались. Таким образом, никакие «усилители вкусов» да прочие «ароматы ежевики и лесного утра» не использовались. Критики полагают, что это — не завоевание, а напротив — слабость, ибо если бы при «совке» бурно развивалась пищевая химия этого направления, то все эти сырки-ряженки благоухали бы искусственной малиной.
Господа всё время забывают, что «вкус колбасы, близкий к натуральному» - это сугубо коммерческая программа. Продать как можно больше и в кратчайшие сроки. Сделать продукцию наиболее привлекательной и — дешёвой в производстве. Ваши дивные йогурты с наполнителями — лишь имитация еды. От неё силы— ноль. В рекламе да: оскаленная моделька расскажет, как она бодрится на тровожках фирмы , успевая в офис, на фитнес , а в другой рекламе - позитивный мажор-детёныш сделает аж три сальто - на печеньицах марки . В реале и модельки — с убитой печенью, и детёныши — не вылезают из стационаров. Неслучайно современные девочки 16-17 лет уже имеют целлюлит, характерный для женщин зрелого возраста. Кстати, советские тётки, даже набирая значительный вес, казались мощно-литыми, а не дрябло-жирными, как нынешние. Если бы только целлюлит!
Условному капиталисту вообще всё равно, как вы будете себя ощущать после такого арома-наполненного шоколада. Пойдёте к врачу, а потом — в аптеку с рецептом? Великолепно! Прикормите заодно фарма-королей. Миссия — выполнима: реализовать свой хитроумный бизнес-план. Понравиться едоку! Запихнуть в него своё изделие, предварительно напичкав манящей рекламой - с губастыми дивами и успешными супер-мачо, которые куют бабло, отхлёбывая из правильной бутылочки. Советскому же производителю оно было не нужно — он выполнял план по выпуску ГОСТовского кефира и не задумывался.
Безусловно, эта ситуация имеет две стороны — как хорошую, так и плохую. Да, пищепром годами не модернизировался, но он и не гнал всякую дрянь к нашему столу. А по факту мы имеем ровно то же самое, что и при Советах: в те годы мы стояли в очереди за колбасой, а теперь её ...ищем. Нормальную. Съедобную.Неслучайно так популярны всяческие маркет-уловки, вроде «По старинному рецепту» и «Только что от фермера». Без ГМО! Без пальмового масла!
В прессе мелькают советы: если яблоки некрасивые, червивые и чуть битые, так они просто на-сто-я-щие!