Найти тему

КАК СФОРМИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЮРИСТА В ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ?

Аннотация. В работе раскрывается содержание и структура профессиональной компетентности юристов, работающих в правоохранительных органах МВД. В структуре профессиональной компетентности юристов выделяются свойства и качества личности, которые могут быть сформированы в процессе физического воспитания в вузе. Управление развитием этих свойств и качеств личности выступает в качестве задач профессионально-прикладной физической подготовки.

Abstract.

In operation the contents and structure of professional competence of the lawyers working in law-enforcement organs of the ministry of internal businesses is uncovered. In structure of professional competence of the lawyers the properties and qualities of the person are selected (allocated) which can be formed during physical education in high school. The handle of development of these properties and qualities of the person represents itself as the tasks of professional - applied physical preparation.

-2

Актуальность исследуемой проблемы. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» директивно зафиксирован компетентностный подход в образовании, который определяется как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [5], [10].

В. Д. Шадриков предлагает осуществлять системный подход к профессиональному образованию, что предполагает целостное рассмотрение профессиональной деятельности через изучение свойств ее компонентов как взаимосвязанных частей целого [12].

Поэтому в основу содержания профессионального образования юриста при компетентностном подходе должна быть положена ориентация на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах [5].

Формирование профессиональной компетентности осуществляется в процессе обучения в вузе. Существенный вклад в достижение этой цели должны вносить учебные занятия по дисциплине «Физическая культура».

-3

Между тем анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что проблема формирования профессиональной компетентности будущих юристов средствами физической культуры в настоящее время остается недостаточно исследованной.

В нашем исследовании мы поставили следующие задачи:

1. Уточнить сущность и задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов в процессе обучения в вузе.

2. Выделить в структуре профессиональной компетентности юристов свойства и качества личности, которые могут быть сформированы в процессе профессионально-прикладной физической подготовки в вузе.

-4

Материал и методика исследований. Для решения поставленных задач нами применялся метод теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы по проблеме исследования.

Результаты исследований и их обсуждение. Профессионально-прикладная физическая подготовка определяется в литературе [11, с. 301] как «специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии». Термин «прикладность» подчеркивает сугубо прагматическую направленность физического воспитания на подготовку к значимой для каждой личности и общества в целом деятельности - к профессиональному труду.

Основными задачами профессионально-прикладной физической подготовки являются:

· направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;

· воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);

· формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);

· повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности;

· сообщение специальных знаний для успешного усвоения обучаемыми практического раздела профессионально-прикладной физической подготовки и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.

-5

Комплексное решение этих задач обеспечивает необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности, которая строится на основе реализации принципа органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности [7].

Задачи и содержание профессионально-прикладной физической подготовки определяются исходя из объективных требований профессии к человеку. По этой причине научное обоснование содержания и процесса профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов должно быть связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обусловливающих требования к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями.

-6

Профессиональная деятельность юристов, работающих в правоохранительных органах, представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями [1, 8].

В частности, принятие решений в ситуациях конфликтного характера с использованием в соответствии с законом и собственной совестью властных полномочий требует от юриста - сотрудника правоохранительных органов, не только глубоких профессиональных знаний, но и особых личностных качеств: аналитического склада ума, способности прогнозировать последствия своих решений, эмоционально-волевой устойчивости, справедливого и уважительного отношения к людям, нормативности собственного поведения.

Его профессиональная деятельность в ряде случаев носит напряженный, ответственный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы [4].

Нередко нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию: стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических и функциональных расстройств, различных заболеваний на этой почве.

-7
-8

Содержание профессиональной компетентности юриста отражено в требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция». В нем выделяют следующие взаимосвязанные стороны: гносеологическая, нормативная, функциональная, личностная [13].

Мы полагаем, что профессиональная подготовка студентов юридических факультетов вузов должна быть нацелена преимущественно на формирование функциональной и личностной компетенций, обеспечивающих функциональную и личностную готовность: 1) обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок; 2) готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

Среди профессионально значимых личностных качеств, выступающих как факторы, обеспечивающих формирование этих компетенций, выделяются:

· эмоционально-волевая устойчивость личности юриста. Комплекс психических свойств, обеспечивающих эмоционально-волевую устойчивость, включает: высокую работоспособность, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в этих условиях; умение выдерживать стресс-факторы, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции; развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов).

· познавательные способности: оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность и гибкость мышления; развитое воображение, наблюдательность; способности к сосредоточению, высокой концентрации внимания и его быстрому переключению с одного объекта на другой; точное восприятие; высокая умственная работоспособность:

· коммуникативные качества: способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения; умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную линию поведения, стратегию коммуникативного взаимодействия, гибкость, способность изменять в зависимости от складывающихся обстоятельств стиль общения; адекватная самооценка;

· организационные качества: активность, энергичность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе, высокая стрессоустойчивость;

· физическое здоровье, физическая работоспособность, высокий уровень развития физических качеств [2, 3, 6, 8, 9].

-9

Независимость деятельности должностных лиц правоохранительных органов является одним из основополагающих принципов правосудия. Воспитание юристов в духе подчинения только Конституции РФ, закону формирует их правосознание, способность самостоятельно принимать решения, чувство персональной ответственности за свои решения и поступки.

Процессуальная самостоятельность следователя, прокурора, судьи, судебного исполнителя в пределах, определяемых законом, предполагает высокий уровень ответственности. Сбалансированность этих сторон их профессиональной деятельности требует от них: высокого уровня профессиональной адаптивности, личностной интеграции, социальной зрелости, эмоционально-волевой устойчивости, развитого интеллекта, гибкого творческого мышления, смелости и решительности, уверенности в себе, способности брать на себя ответственность за принимаемые решения, настойчивости при поддержании высокого уровня самоконтроля [1, 2, 8].

Резюме. На основе анализа приведенных выше материалов, раскрывающих содержание профессиональной компетентности юристов, работающих в правоохранительных органах, можно выделить отдельные ее составляющие, которые могут быть сформированы в ходе профессионально-прикладной физической подготовки при обучении в вузе.

К ним относятся психические и физические свойства личности.

Комплекс психических свойств включает: высокую психическую работоспособность; выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в этих условиях; высокая стрессоустойчивость, умение выдерживать стресс-факторы; самообладание, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением; активность, энергичность; самостоятельность, инициативность; настойчивость; целеустремленность; уверенность в себе; смелость и решительность; низкая тревожность.

К физическим свойствам, определяющим профессиональную компетентность юристов, можно отнести: физическое здоровье, физические качества и двигательные умения и навыки, позволяющие обеспечивать общественную безопасность и личную безопасность граждан.

Качественное своеобразие приведенных выше психических и физических свойств личности работников правоохранительных органов позволяет точно определить цели и содержание профессионально-прикладной физической подготовки, педагогические условия её осуществления в процессе физического воспитания в вузах, а также разработать критерии и показатели профессионально-прикладной физической готовности к профессиональной деятельности.

-10

Литература

1. Аварх, Я. С. Психологические проблемы защиты по уголовным делам / Я. С. Аварх. – Казань, 1972. – 54 с.

2. Анисимов, С. А. Юридическая психология: противопоказания к профессиональной деятельности государственного служащего / С. А. Анисимов, А. С. Гусева, С. Л. Кандыбович, Н. И. Конюхов. – М., 2000. – 76 с.

3. Васильев, В. Л. Юридическая психология : учебник / В. Л. Васильев. – СПб., 1997. – 258 с.

4. Гросс, Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики / Г. Гросс. – М., 2002. – 214 с.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - № 1. – С. 3-16.

6. Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. – М., 1984. – 176 с.

7. Матвеев, Л. П. Теория и практика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

8. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2004. – 588 с.

9. Романов, В. В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры РФ : методическое пособие / В. В. Романов, М. М. Кроз. – М., 1994. – 112 с.

10. Cериков, В. В. Компетентностный подход к разработке содержания образования : от идеи к образовательной программе / В. В. Сериков // Известия ВГПУ. – 2003. – № 1. – С. 7-13.

11. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

12. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста : инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26-31.

13. Юридические услуги Online. Компетентность как показатель профессионального мастерства юриста. Структура компетентности. [Электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/deont/33.php

АВТОР: Миронов Алексей Геннадьевич

AUTHOR: Mironov Aleksey Gennadevich