Найти тему
Marviher Club

ИСТОРИЯ КОМПАНИИ ЮЖНЫХ МОРЕЙ. Часть 1

Британская империя той эпохи строила грандиозные планы по освоению золотых и серебряных месторождений в западной части южно-американского побережья. Ходили слухи, что испанцы вот-вот начнут свободную торговлю в четырех портах чилийского побережья и прибрежной зоны Перу. Эти новости вызвали массовую эйфорию, что потянуло за собой рост акций Компании. В реальных перспективах же, у короля Испании – Филиппа пятого не было ни малейшего желания подпускать британцев к торговле в портовых городах Латинской Америки. В двадцатых числах мая 1718 г.

Партнерский тандем Королевского Банка Англии с Компанией внес предложение в британский парламент, с целью уменьшить задолженности государства. Компания соглашалась перехватить долг государства, который на тот момент составлял баснословные 30982713 фунтов и взамен получить денежное вознаграждение с 5-% процентным ежегодным ростом. На общую сумму задолженности было решено выпустить необходимый объем акций.

В феврале 1720 года наконец-то стало понятно, что предполагало предложение представителей Компании. Р. Уолпол скептически возразил, что такая затея станет причиной появления «опасного опыта биржевых спекуляций, отвлекая общественность от организации торговых операций и развития промышленности. Это может стать причиной того, что доверчивый люд будет завлечен в аферу и не избежит разорения, в надежде на долгосрочные перспективы обретения мнимого богатства». Предложенный антикризисный план также не вызвал энтузиазма у многих пэров, но к их мнению никто не прислушался. Спустя пару месяцев, законопроект был санкционирован королевской «верхушкой» и получил статус действующего государственного закона.

У руководства компании и особенно ее управляющего звена - сэра Джона Бланта делали все возможное, чтобы как можно выше взвинтить курс акций. В обществе ширились различные нелепые слухи:

•О графе Стенхоупе, которому правительство Испании сделало выгодное предложение – провести обмен Гибралтара, Порт-Мэйхона в прибрежной зоне государства Перу взамен на предоставление гарантий об увеличении торговых оборотов под протекторатом Компании;

• О хлопковых и шерстяных изделиях, за которые мексиканцы обещали горы золотых слитков;

• О предоставлении компании права на строительство и фрахтование любого количества кораблей, на свое усмотрение, без выплаты процентов монархам Испании.

Все эти жалкие потуги вселить хаос в умы людей, были лишь фикцией, однако курс акций продолжал демонстрировать неуклонный рост.

В середине апреля компания сделала объявление о дополнительном выпуске еще 1 млн. фунтов стерлингов. При этом процентная ставка была такова, что с каждой вложенной сотни, можно было получить 300 фунтов. Было вынесено решение о выплате дохода по частям. За одну 100-фунтовую акцию сверху полагалось – 60 фунтов. Подписка в 2 раза пробила планку заявленного объема, а через пару дней продажа акций стартовала со стоимости – 350 фунтов за одну штуку.

Вскоре выпуск акций продолжился уже по новой цене – рубеж в 4 сотни фунтов был преодолен. Представители всех социальных прослоек страстно желали спекулировать на купле-продаже акций. Это маниакальное желание оказалось столь велико, что буквально через 3-4 часа участники торгов подписали десятки тысяч акций на 1 500 000 в фунтовом эквиваленте.

Можно было подумать, что британцы больше ничего не делают, кроме как занимаются торговлей акциями. Однако одной торговой компании спекулянтам оказалось не достаточно. «Каждому болвану теперь открыта дорога к мошенническим схемам», - шушукались в толпе зевак. Акционерных компаний становилось все больше и больше. В среде простых обывателей их нарекли «мыльными пузырями». Единственная цель таких предприятий – спекуляция акциями на финансово привлекательном фондовом рынке. При первой же удобной возможности учредители выгодно продавала ценные бумаги, а через сутки от предприятия не оставалось и следа. О сфере деятельности компаний-времянок четко говорят следующие названия:

• «Предприятие по разработке вечного двигателя»;

• «Организация по разведению британских лошадей, облагораживанию церковных участков, реконструкции домов священнослужителей и викариев»;

• «Страховая компания, которая компенсирует дамам и господам убытки, произошедшие после необдуманных действий прислуги».

Собственником одной из таких компаний-пустышек можно назвать принца Уэльского. Его чистая прибыль с деятельности такого предприятия составила около 40 000 фунтов. Герцогу Бриджуотеру удалось зарегистрировать компанию по сбору средств на благоустройство Лондона и хорошенько на этом нажиться.

Продолжение следует ...

Ещё больше интересной информации на нашем сайте

https://marviher.club

Наш канал в телеграм

https://t-do.ru/joinchat/AAAAAEHED09Wyn-x573JFw