Найти тему
SMILE Finance

Беседуем с начинающим предпринимателем Александром Будаковым

Что может быть мерилом успеха? Однозначно ответить на такой вопрос едва ли представляется возможным, но при этом очень важно говорить публично о тех, кто достигает успеха и о путях таких достижений. Но здесь очень легко попасть в другую крайность, заключающуюся в том, что успех неодинаков для разных людей, а потому в журнале [SMILE] убеждены, что настоящего успеха человек достигает только тогда, когда результаты его деятельности изменяют мир к лучшему =). Сегодня мы беседуем с Александром Будаковым, молодым предпринимателем, новатором, человеком, который придерживается именно такой точки зрения.

АБ: Александр, не так давно ты был ещё студентом Финансового университета, а теперь у тебя на руках диплом бакалавра и широкое окно возможностей по трудоустройству финансистом, аналитиком или, к примеру, портфельным управляющим, однако все твои интересы тем не менее лежат в области бизнеса и предпринимательства. Скажи, насколько по твоему мнению близки предпринимательство и инвесторская деятельность?

Александр: На мой взгляд, здесь прослеживается прямая связь. Учёба в Финансовом университете дала мне, прежде всего, взгляды на то, как работает машина капитализма. Там мы проходили финансирование проектов, портфельное инвестирование. В итоге я понял то, что деньги в современной финансовой системе – это некий инструмент, который должен работать, некий ресурс, который заставляет двигать шестерни бизнеса, шестерни личного дохода, да и вообще всего. Поэтому финансы, инвестиции и бизнес я считаю вершинами одного треугольника.

АБ: Но при этом ты мог бы связать свою жизнь только с инвестициями, а не с бизнесом. Что бы было, если бы ты не развивал бизнесы?

Александр: Страшно представить, потому, что я не вижу себя ни в каком другом деле. Безусловно, я бы начал инвестировать, но ведь для того, чтобы инвестировать, нужно иметь капитал. Но в то же время я считаю, что лично я талантлив именно в бизнесе: я вижу эти процессы компании и понимаю, как заставить их работать лучше. И именно поэтому я считаю, что накопил бы инвестиционный капитал быстрее в бизнесе, нежели бы я шел по карьерной лестнице. Поэтому я в один прекрасный день понял, что нет смыла забираться по этой самой лестнице, если можно начать с её вершины и дальше развиваться в этом направлении.

АБ: То есть для тебя бизнес важнее в системе приоритетов, чем финансы, и достичь с помощью бизнеса ты сможешь больше?

Александр: Я считаю, что на начальном этапе бизнес позволяет тебе немного вырасти: ты растёшь, развиваешься, у тебя увеличивается капитал, и со временем, естественно, хочется больше покоя, некого стабильного пассивного дохода, который не будет отнимать твоё свободное время. И здесь бизнес может обеспечить тот стабильный поток, тот капитал, который впоследствии может создать стабильное будущее в инвестировании.

АБ: Какой был твой первый бизнес-опыт?

Александр: Серьёзный или несерьёзный?

АБ: Расскажи о том, и о другом.

Александр: Первые деньги, которые я выручил, продавая товары, были получены от продажи скамеек (смеётся). Мне было лет десять, и я находил на даче чурбаны, не расколотые на дрова, находил доски, отпиливал их до нужной мне длины, сколачивал это всё гвоздями, делал такую скамью, выносил её на дачную дорогу и начинал их продавать по десять рублей каждая (смеётся). Но поскольку их себестоимость для меня была нулёвой (ведь гвозди и чурбаны с доской мне достались бесплатно), то у меня в итоге был доход на лимонад и сухари =).

АБ: А если говорить о серьёзном опыте?

Александр: Если говорить о серьёзном, то это была кофейня. Кофейня Lafayette. Когда я учился в университете, мне хотелось начать как-то зарабатывать, но при этом устроиться на полный день я не мог, да и понимал, что зарплата в этом случае будет низкой. И в этот момент я увидел прекрасную возможность открыть кофейню в нашем новом корпусе, который открылся два года назад. Мы с партнёром, Куаном Фамом, схватились за эту возможность и успешно развиваем её по сей день. Отдельно хочу выделить Куана – без него бы я не смог пройти этот путь.

-2

АБ: То есть, кофейня Lafayette – это твоё первое осознанное дело?

Александр: Да! Мы с партнёром вложили туда полмиллиона рублей. Точнее, вложили не мы, а в наш проект инвестировали знакомые. Эти деньги мы вернули с процентами за три или четыре месяца: эффект оказался очень сильным.

АБ: Насколько мне известно, в вашей кофейне подают весьма качественные напитки и блюда…

Александр: Да. Собственно, почему возникла идея создать кофейню и работать в университете: помимо того, что это колоссально маржинальный продукт, что кофе – топливо для студентов, мы заметили, что качество предлагаемых в университете аналогичных услуг явно не дотягивало до современного уровня. Мы видели, что запрос клиента на качество услуг типичный буфет или типичная столовая удовлетворить не может, и потому при создании кофейни сделали упор именно на качество.

АБ: Хорошо, ну а в инвестировании, надеюсь, у тебя опыт имеется?

Александр: У меня было два опыта инвестирования. Один я могу назвать удачным, а другой неудачным. Неудачным у меня было прямое инвестирование в один из проектов, в котором я до сих пор состою, но я в полной уверенности, что мы с коллегами доведем его до ума. Удачным же опытом можно назвать инвестирование в ценные бумаги, правда в гораздо меньшем размере: когда бизнес с кофейней начал приносить прибыль, у меня появились свободные средства, я решил закрепить институтский предмет «Портфельное инвестирование» на практике и составить портфель из акций. Поначалу всё было не очень (была просадка на десять процентов), но потом я диверсифицировал портфель и за четыре месяца получил плюс семнадцать процентов к вложенному капиталу.

АБ: На каком рынке, если не секрет, ты размещал средства?

Александр: Из инструментов я покупал исключительно акции, в частности, акции Сбербанка (как раз перед тем моментом, когда они выросли то ли на тридцать, то ли на тридцать пять процентов). При этом я инвестировал наобум, по чистой интуиции, просто зная компанию и предполагая, что может быть в будущем. И вот так по счастливой случайности мне удалось влиться в эту волну и получить хорошую доходность. Где-то на середине этого подъема я вышел с позиций, так как боялся, что бумаги будут переоценены, но свой доход всё же сохранил. Думаю, что не зря вышел в тот момент, так как тогда после такого резкого взлёта стоимости акций было не менее резкое падение.

АБ: Вернёмся к бизнесам: какие проекты в активе у тебя сейчас?

Александр: Я сейчас понял, что мне захотелось сместить фокус с мелкого бизнеса. К мелкому бизнесу в моём понимании можно отнести ту же самую кофейню: только поймите меня верно, мы по-прежнему хотим делать качественный сервис, хотим расширяться, хотим работать с другими вузами, дарить настоящую радость нашим гостям. Но всё же основными хотелось бы сделать проекты с оборотом не в два миллиона рублей, а уже в двадцать, тридцать, сто миллионов рублей и более в месяц. Именно поэтому сейчас активно работаем над Finger Finance, а также планируем импортировать в Россию вино из Италии. А так проектов было много: это и онлайн-типография PrintBox, и продажа кофемашин, и участие в проекте «Национальной Ассоциаци Участников Рынка Арендного Жилья» по строительству студенческих апартаментов.

АБ: Хотелось бы отметить, что все эти проекты, и кофейня, и вино, и студенческие апартаменты, и Finger Finance, о котором журнал уже писал, все проекты нацелены на конечного потребителя и проникнуты идеей изменить мир к лучшему! =)

Александр: Это правда. Вместе с партнером мы хотим изменить действительность к лучшему. Хорошего вина в России действительно мало, а доступного комфортного жилья в Москве – тем более = ).

АБ: Расскажи пожалуйста подробнее про Finger Finance.

Александр: Меня всегда удивляло, что для оплаты чего-либо человеку необходим какой-то посредник, какое-то средство, например, деньги, карточки или мобильные телефоны. И даже когда богатый и всемирно известный человек приходит в заведение, но у него нету платёжного средства, то ему не окажут услуг и не продадут товар, даже если все, включая кассира, знают этого человека. Со мной были неоднократно случаи, когда ты приходишь в ресторан и не можешь оплатить счёт через ApplePay, так как у тебя разрядился телефон, а другого средства оплаты у тебя нет. Это было крайне неловко, и в один из таких моментов я понял, что будут появляться новые способы оплаты и оплата через телефон – это далеко не вершина эволюции способов оплаты. Вершина же, по моему убеждению, будет достигнута с применением для подтверждения платежа биометрических данных владельца счёта. Как следует из названия будущей компании, Finger Finance, для подтверждения платежа будет необходим человеческий палец, точнее, его отпечаток.

АБ: Эта идея выглядит очень разумной и прогрессивной, если сравнивать, например, с внедрением платёжного чипа прямо в человека. Уверен, что именно за биометрической оплатой будущее.

АБ: По ходу нашего разговора возник и другой вопрос: как известно, продажа информации имеет большую маржинальность, чем просто бизнесы. Нет ли желания со временем оставить все проекты и заняться массовым коучингом?

Александр: Категорически против такой идеи (смеётся). Я считаю, что если человек владеет какими-то знаниями, которые позволяют ему зарабатывать, и о них никто другой не знает, то он никогда в жизни не поделится этими знаниями с другими. Так работает капитализм. А потому, если посмотреть на всех типичных инфобизнесменов, то окажется, что у них нет никаких других деятельностей, кроме как дурить головы молодым ребятам, жаждущим денег и красивой жизни. В будущем я бы хотел стать просто бизнес-советником, хорошим другом, который бы передавал свои знания и навыки абсолютно бесплатно одному или нескольким конкретным людям. Я бы стал скорее бизнес-ангелом, нежели инфобизнесменом.

АБ: Я непременно запомню твой посыл, чтобы в будущем привести к тебе перенимать навыки ведения бизнесов своих детей, если ты конечно, не будешь против =).

Александр: Я только за! У меня в планах даже с определённого момента организовать фонд, который бы позволял реализовать идеи молодых людей, идеи, которые бы могли сделать мир лучше, потому что сейчас в основном главным сдерживающим фактором для них является отсутствие денег.

АБ: Хотелось бы спросить, а в деле бизнеса видишь ли ты какую-либо планку, после достижения которой можно было бы сказать, что успех достигнут?

Александр: Я считаю, что предпринимательское чувство никогда не позволит мне считать, что я достиг окончательного успеха. Промежуточного – возможно. В целом же я хочу войти в историю. Это моя личная миссия обеспечить тот результат, благодаря которому обо мне будут помнить и после моей смерти. Желательно в хорошем свете (смеётся). И мне важно, чтобы обо мне вспоминали не только на поминках, но и как о человеке, который дал старт великим проектам, помог миллионам людей. Во мне много добрых мыслей и идей, как сделать этот мир лучше, да и все идеи, что я делаю сейчас, меняют мир в разной степени к лучшему.

АБ: Вдохновляют ли тебя какие-то исторические личности, финансисты или же гиганты бизнеса?

Александр: Очень сильно вдохновляет Генри Форд. Это был тот человек, который уделял много внимания производственному процессу, персоналу, помимо того, что он был гениальным изобретателем и бизнесменом. Я стараюсь следовать его примеру, и стремлюсь, чтобы в будущем в моих компаниях все сотрудники были бы обеспечены лучшими условиями, которые могут быть. Если мне не врали на парах экономической истории, Форд строил дома для сотрудников, выдавал им автомобили, чтобы добраться до работы, строил школы и нанимал учителей, чтобы дети работников получали лучшее образование. Это звучит утопично, но меня это искренне восхищает, и я бы хотел следовать этому примеру. Также хочу сказать, что из предпринимателей меня восхищает мой отец. Это тот редкий случай, когда человек может в полной мере гордиться и восхищаться своим отцом, потому что у него колоссальный опыт за плечами, тридцать лет топ-менеджмента в крупных компаниях; он восхищает своим опытом, знаниями и талантом.

АБ: Ну раз заговорили об отце, то предположим такую ситуацию: в будущем у тебя появляются дети. Стал бы ты им внушать образ жизни, идеалы бизнесмена, деловое поведение, предприимчивость?

Александр: Прежде всего, я позволил бы им самим выбирать, как они хотят жить. Нужно избежать типичной ошибки деловых родителей, сознавая при этом, что дети – это тоже личности, у которых есть свои интересы и прочее. Но, разумеется, я бы хотел, чтобы мои дети в будущем продолжали моё дело либо занимались своим бизнесом. Я бы их научил всему, что умею, рассказал бы о своих правилах жизни, которые бы позволили им сформировать такой же или похожий образ мышления, поведения, как у меня.

АБ: А что бы ты посоветовал по традиции подписчикам [SMILE] на пути к успеху и изменению мира к лучшему?

Александр: Перестать бояться. Страх – это самая главная проблема, которая сидит в сознании и мешает пробовать, рисковать. Но достаточно вспомнить историю, и то, что её творят бесстрашные люди. И лучше рвануть с места в карьер, а потом разбираться, чем сидеть, сложа руки.

АБ: Мы благодарим Александра за хорошую беседу и желаем успехов! Всем пока =)