1 августа 557 года к власти пришёл Юстиниан – в историю он войдёт как Юстиниан Великий, а православная церковь почитает византийского императора в качестве правоверного святого. (Забегая вперёд, скажем, что для этого имеются веские основания – Юстиниан немало сделал для искоренения язычества и укрепления православия – помимо прочего, он построит знаменитый Собор Святой Софии в Константинополе (сейчас это музей в Стамбуле).
…По происхождению Юстиниан был фракийцем – то есть, выходцем с Балкан – потому некоторые считают его славянином. (Например, отца императора звали Савватий). Выходец из низов наймётся на военную службу – и, постепенно продвигаясь, достигнет такого положения, что будет выдвинут соправителем, а потом и унаследует трон – без частых для этого мероприятия кровавых интриг.
Тридцать восемь лет его правления ознаменуются исключительно успешной экспансией на Запад: Юстиниан объединит бо́льшую часть прежней Римской империи, присоединив Апеннины, часть Пиренеев и северную Африку – ни до, ни после него территория Византии не была столь обширной!.. Общепризнаны законотворческие реформы императора: именно Кодекс Юстиниана мы называем «римским правом» – а от него происходит и современное.
…Тем не менее, если присмотреться, мы увидим, что военным победам император обязан исключительно двум своим полководцам – Велисарию (которого он подвергнет опале и даже, якобы, ослепит), и Нарсесу (который переживёт своего патрона и дотянет аж до девяноста пяти лет). Фигуры весьма колоритные: Велисарий (которого иные тоже считают славянином) начинал карьеру солдатом; армянин Нерсес – невольником-евнухом. Оба были весьма преданы своему императору (и неуступчивы в соревновании за его расположение); оба проявят замечательные стратегические таланты на поле боя.
…Что касается христианства, то Юстиниан войдёт в историю, как ревнитель православия – но, справедливости ради, при этом, церковь он, фактически, что называется, «прибрал к рукам». К тому же, император был непоследователен в принципиальном для того времени противостоянии православных и монофизитов, отрицавших человеческую природу Христа. (Отчасти это объясняется политической необходимостью – течение было весьма распространено на важных территориях империи. Тут сказывалось влияние жены Юстиниана, Феодоры (кстати, тоже православной святой).
…Эта выдающаяся женщина начинала свою карьеру куртизанкой (иные историографы выражаются проще) – но мужу, согласно источникам, хранила неукоснительную верность. Бурное прошлое, по-видимому, привело к тому, что супруги не смогут иметь детей – однако после смерти жены Юстиниан больше не женится.
…Более того – двадцать два года императрица Феодора реально участвовала в правлении, принимая важнейшие государственные решения! (Именно она, в частности, остановит мужа, когда он, перетрусив, вздумает бежать из Константинополя во время бунта).
P.S. …Что же мы имеем? Своим успехам Юстиниан во многом был обязан соратникам – а вот лично его достижением можно считать исключительную концентрацию власти в руках императора – и, практически, его обожествление – то, что станет в дальнейшем характерной византийской доминантой и будет некритично заимствовано у нас… Впрочем, это – совсем другая история.