22 июня 1941 года Великая Отечественная война началась с сокрушительного удара по советским войскам. Насколько он был для СССР неожиданным – вопрос отдельный, но важен результат: в течение нескольких недель от кадровой Красной армии не осталось почти ничего. Во второй половине XX века руководство СССР делало все, чтобы этот кошмар не повторился. Но в XXI веке обезоруживающий удар по нашей стране вновь стал темой для оживленной дискуссии. Сценарий этого малоприятного события описан в статье «Как модернизация ядерных сил США подрывает стратегическую стабильность: супервзрыватель с корректировкой высоты подрыва». Надеемся, что выдержки из этой публикации заинтересуют неограниченный круг читателей сайта nix.ru, особенно если они хотят понять, с какого перепуга Владимир Путин вдруг стал грозить Западу ядерной суперторпедой и беспредельным беспилотником. На самом деле, есть чего пугаться.
Битая карта России
Начнем с подборки самых страшных цитат.
«Россия не имеет дееспособной системы раннего предупреждения о ракетном нападении космического базирования, а для обнаружения ракетной атаки использует в основном наземные радары. Поскольку эти радары не могут заглянуть за горизонт, то Россия располагает вдвое меньшим временем для принятия решения с момента обнаружения ракетной атаки, чем США (около 15 минут против 30)».
«…наибольшую опасность из-за наименьшего времени подлета будут представлять собой боеголовки ракет американских подводных лодок, дежурящих в Северной Атлантике».
«...анализ спутниковой группировки российской системы раннего предупреждения о ракетном нападении космического базирования «Прогноз» и имеющихся у России технологий создания инфракрасных датчиков показал, что даже если бы система функционировала, она не могла контролировать район Северной Атлантики».
«…упреждающий удар, скорее всего, начнется с подрыва ядерных зарядов перед ключевыми радарами раннего предупреждения. Взрыв боеголовки Trident II мощностью 455 кт на высоте 1300-1400 км создаст слепое пятно, которое не позволит русским радарам зафиксировать появление над радиогоризонтом американских баллистических ракет, летящих с северного направления и из Северной Атлантики».
«Старт ракет из Северной Атлантики будет скоординирован таким образом, что они появятся над радиогоризонтом только после того, как русские радары будут ослеплены. Но даже если радары не удастся вывести из игры, у русских останется всего лишь от 7 до 10 минут до того момента, как Москва будет уничтожена».
«На подводных ракетоносцах США развернуто приблизительно 890 боеголовок (506 W76-1/Mk4A и 384 W88/Mk5)».
«136 российских шахтных МБР могут быть уничтожены атакой 272 боеголовок – по две W76-1 на каждую шахту. На это потребуется лишь 54 % развернутых W76-1. Остальные 234 боеголовки можно направить на другие цели».
«Все 384 стоящих на Trident II тяжелых боеголовок W88 мощностью 455 кт также могут быть использованы против сильно заглубленных целей. А есть еще и 400 боеголовок на Minuteman III мощностью по 300 кт».
«США способны сейчас уничтожить все российские МБР шахтного базирования, использовав лишь 20 % боеголовок своих МБР наземного и морского базирования».
«Одной из следующих задач станет уничтожение мобильных МБР, которые в ожидании атаки покинут свои базы, чтобы затеряться в безбрежных лесах России. Базы и их инфраструктура, скорее всего, будут уничтожены быстро, как и часть подвижных комплексов на автомобильных шасси в процессе рассредоточения. Для уничтожения или обнаружения оставшихся пусковых установок ядерные силы США должны будут применить реальную тактику выжженной земли: всего 125 боеголовок американских Minuteman III могут испепелить 20 000 км2 леса, где с наибольшей вероятностью будут действовать мобильные ракетные комплексы. Это эквивалент выжженного круга диаметром 160 км».
«К 2030 или 2040 году США легко могут построить достаточное количество кораблей противоракетной системы Aegis, чтобы разместить на них от 500 до 700 недавно представленных перехватчиков SM-3 Block IIA. Эти перехватчики в конце участка разгона имеют на 50% большую скорость, чем старые противоракеты SM-3 Block IA, что обеспечивает больший радиус поражения и теоретически делает возможной организацию континентальной обороны США с помощью кораблей ПРО Aegis, размещенных вдоль атлантического и тихоокеанского побережий Америки».
«Перед лицом смертельной угрозы в виде скоротечной атаки точными и мощными ядерными ракетами морского базирования и в отсутствие возможности быстро засечь их запуск системой предупреждения космического базирования, у руководства России, видимо, нет иного выбора, как передать право на нанесение ответного удара командованию более низкого уровня».
Комментарий НИКСа: Делегирование полномочий – один из основополагающих принципов современного менеджмента, и хотя в НИКСе он не приветствуется, в свете вышеизложенного мы готовы признать, что президенту России, возможно, придется-таки доверить свой ядерный чемоданчик командующему рангом ниже. Впрочем, есть решение еще лучше. Можно каждому нашему командиру вплоть до прапорщиков раздать по красной кнопке. В этом случае решение о нанесении ядерного удара по США будет приниматься самым демократическим образом – путем прямого тайного электронного голосования через Центризбирком. Возможно, именно к этому и подталкивают российское руководство заокеанские поборники свобод. Правда, такой подход вряд ли повысит безопасность самих Соединенных Штатов, что, собственно, и пытаются растолковать соотечественникам авторы статьи – три американских эксперта по ядерному оружию. Что касается россиян, то нам ничего объяснять не надо. Мы-то хорошо знаем, что от демократии одна головная боль. Но что делать, если американцы не оставляют нам иного выбора. Ну а если серьезно, то читайте дальше, кому интересно.
О пользе паяльника
Описанный выше сценарий внезапного ядерного удара по России стал возможным по простой, но мало известной широкой публике причине: американцам в ходе модернизации своих ядерных сил за последнее десятилетие удалось утроить поражающую способность своих самых многочисленных боеголовок. Складывается следующая ситуация: согласно договору СНВ-2 у России и США в 2018 году должно остаться приблизительно равное количество ядерных зарядов – не более 1550. При этом поражающая способность 506 американских боеголовок W76 утроилась, что дает явное преимущество американцам. Вкупе с созданием американцами глобальной ПРО, пусть и не способной противостоять массовой ядерной атаке, но вполне могущей перехватить десяток-другой боеголовок, у США появляется шанс выиграть ядерную войну за счет первого обезоруживающего удара. Тот же расчет, что и у Гитлера в 1941 году. Только русская зима нам уже не поможет, поскольку будет ядерной.
Чтобы понять, как с этой угрозой бороться, важно осознать следующее: утроение ударного потенциала боеголовок достигнуто не за счет искусственного интеллекта, квантовых компьютеров и нейронных сетей, а путем изменения алгоритма работы небольшого электромеханического устройства. Об этом и рассказывается в статье US Nuclear Force Modernization Is Undermining Strategic Stability: The Burst-Height Compensating Super-Fuze, которая была опубликована 1 марта 2017 года в «Бюллетене ученых-атомщиков». Ее написали три американских эксперта в области ядерных вооружений – Ханс М. Кристенсен, Метью МакКинзи, Теодор А. Постол. Предлагаем вашему вниманию те ее фрагменты, где речь идет о технической стороне дела и ее последствиях.
«Качественное увеличение боевой мощи американских подводных ядерных сил стало результатом внедрения «супервзрывателей», которые в рамках 10-летней программы продления срока эксплуатации вооружений с 2009 года устанавливаются на боеголовки W76-1/Mk4A, находящиеся на вооружении флота. По нашим оценкам, все боеголовки, установленные на БРПЛ США, сегодня уже оснащены этим устройством. Поскольку техническая новизна «супервзрывателей», на взгляд неспециалиста, минимальна, то за пределами правительственных кругов США (а возможно, и внутри них) политики совершенно не осознают то революционное влияние, которое оказывает это новшество на боевые возможности ядерных сил и глобальную безопасность».
«До изобретения нового механизма подрыва даже самые точные боеголовки баллистических ракет не могли гарантировать, что детонация произойдет достаточно близко от защищенной против ядерной атаки цели. Но новый супервзрыватель обеспечивает уничтожение неподвижных целей с помощью гораздо более эффективного способа подрыва. Боеголовки, которые раньше в результате перелета или недолета падали слишком далеко от нее, теперь оснащены взрывателем, который вызывает детонацию в момент пролета над целью».
«Супервзрыватель спроектирован, чтобы измерять высоту задолго до прибытия боеголовки в район цели, на внеатмосферном участке. Обычно измерение проводится на высоте 60–80 км, где влияние атмосферы еще очень мало. Если высота, измеренная супервзрывателем, совпадает с расчетной величиной, это значит, что боеголовка идет точно на цель. Если фактическая высота выше расчетной – будет перелет, ниже – недолет».
«При смещении точки прицеливания на величину кругового отклонения от цели (для Trident II это около 100 м) все боеголовки, которые должны были упасть с недолетом или перелетом, взорвутся в пределах зоны гарантированного поражения при пролете над целью на высотах, которые определит супервзрыватель».
Комментарий НИКСа: Что же делать России в этой ситуации? Кое-что, по-видимому, уже делается. Например, можно вспомнить тяжелую МБР «Сармат», гиперзвуковой боевой блок «Авангард», беспилотник с ядерным двигателем, 100-мегатонную суперторпеду, новые подводные ракетоносцы, бомбардировщики, крылатые ракеты и прочие страшилки нашего президента, по поводу которых так недоумевала миролюбивая общественность за рубежом и в границах отечества. Но в конце хочется отметить и еще одно любопытное обстоятельство. Оказывается, для изменения стратегического баланса вовсе не обязательно выводить на орбиту сотни боевых станций с рентгеновскими лазерами. Это можно сделать, условно говоря, с помощью паяльника. В общем, вся эта история еще раз подтверждает ту нехитрую истину, что отвертка и паяльник в умелых руках – самые эффективные средства обеспечения национальной безопасности. Ну, разве что еще напильник к ним добавить. И иронии в этом, поверьте, очень мало.
Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России. Также, НИКС – это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», который на 75% принадлежит компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех», и который может спроектировать вам бомбоубежище, в том числе и атомное, по сходной цене и в кратчайшие сроки.
Источник: nix