Рассмотрим ситуацию:
Группа компаний «Красивые сумочки» работает с 1998 года на рынке производства, оптовых и розничных продаж кожгалантереи.
За годы работы собралась база многотысячных лояльных клиентов. Была открыта сеть из >100 фирменных розничных магазинов. Вся продукция брендирована, упакована в индивидуальную фирменную упаковку и изготавливается на высшем уровне. Ежегодно осваиваются миллионные рекламные бюджеты, построены планы на выход европейского рынка в ближайшие 1,5 года. И уже есть договоренности с европейскими партнерами на поставку первой партии столь известной кожгалантереи в России.
Но тут происходит непредвиденное…
Директор компании «Красивые сумочки» получает письмо от некого Иванова И.И. А ИП Иванов И.И. как выяснилось позже, производит в подвальном помещении сумки сомнительного качества. В письме Иванов И.И. требует прекратить использовать бренд «Красивые сумочки» в названии, логотипах, печатных материалах, на сайте, в доменном имени сайта, в брендировании продукции, вывесках…. в общем везде. Аргументирует Иванов И.И. тем, что он зарегистрировал на себя торговый знак «Красивые сумочки» и является его новоиспеченным владельцем. И как следствие, компания, имевшая многомиллионные обороты и огромную базу клиентов, не вправе использовать его и должна срочно удалить все обозначения с глаз долой, а ИП Иванову И.И. возместить его убытки, нанесенные незаконным использованием товарного знака в размере нескольких миллионов рублей.
Как вы думаете, что происходит у собственника компании «Красивые сумочки»? Правильно – паника, непонимание, невосприятие реальности!
По законодательству группа компаний «Красивые сумочки» не имеет права использовать торговый знак «Красивые сумочки», т.к. не являются его законным владельцем. И все…. компании необходимо будет менять кардинальным образом свой логотип, бренд, чтобы он никоим образом не был похож на предыдущий. А это значит, что все наработанные долгими годами и огромными усилиями клиенты его уже не узнаю. Необходимо будет вложить огромные средства в рекламу, в ребрендинг. А самое главное придется разбираться в законе и закреплять право владения новым торговым знаком за собой с юридической точки зрения.
Кто-то подумает - да тут целая инструкция, как нажиться на других…. Друзья, это не инструкция, это жизнь и подобные случаи происходят постоянно! Понимаете, постоянно, всегда и везде!
Хотите, чтобы с вами произошло что-то подобное? Нет?
Тогда будем разбираться, и я озвучу основные моменты, связанные с защитой своего бренда, компании.
НО, если резкая и кардинальная смена названия компании/бренда/лого или подделки вашей продукции конкурентами ничего не изменит в вашей деятельности и в восприятии потребителей – дальше можете не читать.
Итак, как всегда начинаем с терминологии.
Торговый знак - обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Роспатент (Федеральная служба интеллектуальной собственности) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов, товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, соблюдения интересов РФ, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества.
Глава 76 ГК РФ – регламентирует все права на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
МКТУ – международный классификатор товаров и услуг. По нему и выбираются классы, в которых будет проводиться регистрация.
Зачем же нужен торговый знак?
Прежде всего, он несет отличительную функцию, т.е. помогает нам всем различать товары и услуги одних компаний от других.Так же ТЗ выполняет роль рекламы. Зарегистрированный ТЗ, помимо защиты бренда, позволяет бороться с недобросовестными конкурентами и гарантировать качество потребителям.
Зачем жно регистрировать торговый знак?
Рано или поздно, любой собственник компании, который думает о развитии и масштабировании бизнеса, задумывается о том, как защитить себя и свой бренд от копирования или подделок недобросовестными конкурентами. И тут на помощь приходит Роспатент и глава 76 ГК РФ.
Поэтому на вопрос, зачем регистрировать, я ответила как минимум из примера ситуации вначале статьи. Хотя причин, почему регистрировать значительно больше, как для производителя продукции/услуг, или для официальных дистрибьюторов продукции иностранного бренда, или тех, кто выходит на зарубежный рынок и т.п.
Зарегистрировав ТЗ:
*** вы получите эксклюзивное право использовать его на рынке товаров и услуг по тем классам, по которым проводилась регистрация;
*** защитите свой бизнес;
*** получите возможность прекратить незаконное использование ТЗ третьим лицам;
*** возможность продажи раскрученного ТЗ в будущем.
Процесс регистрации.
Пройдемся быстренько по этапам регистрации.
- Выбираются классы в МКТУ, по которым будем регистрироваться
- Определяется, какой ТЗ регистрируем – словесное обозначение, изобразительное, комбинирование, объемное или др.
- Проводится проверка на пригодность к регистрации (свободно ли обозначение, насколько сходно до степени смешения или не дублирует ли другие уже зарегистрированные ТЗ)
- Оплачивается первая госпошлина.
- Оформляется заявка и прилагаемые к ней документы, которые направляются в Роспатент, где проводится предварительная формальная экспертиза на соответствие требований
После чего с определенной периодичностью получаем извещения о следующих этапах регистрации и необходимости оплаты госпошлин.
Роспатент берет 18 мес. и 2 недели на всю процедуру регистрации*, т.е. с момента отправки заявки и до момента получения свидетельства о регистрации ТЗ.
*в случае если соблюдены все требования и вовремя проходят оплаты пошлин и отправка документации
По окончании регистрации вы получаете свидетельство о регистрации торгового знака!
Срок действия исключительного права на товарный знак – 10 лет (1491 ГК РФ) с возможностью продления неограниченное количество раз.