Во времена Великой Депрессии, нехило потрепавшей физическое и душевное здоровье Штатов, Джеймс Адамс написал трактат «Эпос Америки» и ввел в обращение новый термин «американская мечта». У Адамса это понятие означало грезы о свободе, достойном, но честном заработке, реализации, доме и земле — в общем, этакая счастливая жизнь по совести и без излишеств. Герои романа Стейнбека «Гроздья гнева», действие которого приходится как раз на 30-е годы прошлого столетия, даже в муках голода, завязывающего кишки в узел, не мечтали о денежном мешке, свалившемся с неба, — они мечтали найти работу и не брезговали никаким честным трудом.
Годы шли — термин прилип к языкам и умам, попав в тираж и потеряв смысл, вкладываемый автором. Другие авторы нарекали им свои очерки и романы, иронизируя понятие и тем самым его видоизменяя. В пьесе Эдварда Олби, написанной в 1960 году, американская мечта предстает в образе красивого, но душевно искалеченного молодого человека, лишенного способности любить и сопереживать, однако готового пойти на все ради денег. Драматург не только переворачивает вкладываемый Адамсом смысл с ног на голову, но и указывает пальцем на виновников этой душевной ампутации — эгоистичное, сбесившееся в алчности общество, растящее брюхо идиотизма. Этот неприличный жест, конечно, всколыхнул тогда американских критиков, обвинивших Олби в нигилизме и пошлости, но другие (а их было большинство) намотали мысль на ус.
Вряд ли корректно говорить, что оригинальный смысл утерян, но что сегодня это скорее архаизм — пожалуй, да. Ныне за «американской мечтой» подразумевается жажда красивой жизни, легких денег и, кстати, свободы, но уже другой. Этот не столько статус человека, ищущего свое место, сколько ярлык, висящий на шеях его нашедших: политики, чиновники, представители других областей государства — все те, кто ставит монету выше морали. Термин давно не привязан к месту — тут не в Америке дело, и не американцах: заражено человечество.
Дени Аркан снял крайне простой фильм: сюжет незатейливый, поддерживающие его киноприемы предсказуемы, а мораль кристальна. И именно во всем этом я и вижу его уникальность: проект — старый розыгрыш с носом (ну, помните, «что это у тебя тут?» — ты спешишь проверить, и твой клюв попадает в капкан из пальцев хохмоча). Режиссер не пытается вылезти из кожи вон, чтобы зритель, превозмогая головную боль, гонял извилинами атомы мысли в желании собрать их в молекулу. Он доносит информацию так, словно вы с ним на пятничной посиделке с разговорами под бокал спиртного: дЕла никому нет до сложностей — дайте интересно и смешно. Аркан много шутит (иногда невпопад — все как на реальной пати), но в главном посыле абсолютно серьезен: наказан будет лишь один из соучастников преступления — раб американской мечты.
Знаете, есть фильмы, про которые ты, вероятно, забудешь через год. Такие фильмы отдают тебе мысль задарма — никакого боя. И тут важно лишь то, что ты сам с этим презентом сделаешь дальше: положишь на полочку, чтобы пылью припорошился, или посмакуешь? Я вот посмаковала.
Нет никаких гарантий, что вас захлестнёт та же волна, но тогда вам останется забавный сюжет об ограблении, что тоже, кстати, неплохо — расслабитесь :)
Сейчас фильм в прокате — ищите в кинотеатрах своего города.
Еще больше о хорошем кино - Cinemacountry и Instagram! Подписывайтесь, ставьте лайки :)