Найти тему
Изучаю людей

Когда логомассаж не поможет...

Или про алалию. Один из самых серьезных логопедических диагнозов. От греческого а- -частичка отрицания и -лалио - речь. Отсутствие или недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и интеллектом. Причина алалии - та же, что и дизартрии, органическое поражение головного мозга, только страдают в этом случае корковые речевые центры.

При алалии речь не развита совсем, или недоразвита системно - то есть ребенок не говорит не потому ,что не в состоянии ворочать языком. Вполне в состоянии, чаще всего у него в относительном порядке артикуляционная моторика. Язык способен и подняться вверх, и облизать губы, и свернуться трубочкой. Но звуки нормально произносить ребенок, тем не менее, не может. Почему?

Из-за того, что не в состоянии соотнести артикуляторный образ звука - то действие, которое должны выполнить его органы артикуляции, с акустическим - тем, что он слышит. И это только верхушка айсберга.

Ребенок не в состоянии усвоить родную речь примерно так же, как человеку в возрасте трудно, а кому-то и невозможно выучить иностранный язык.

Тот естественный механизм, когда маленький ребенок, просто находясь в говорящей среде, автоматически усваивает родную речь, с ребенком с алалией не работает. Поэтому ошибкой будет просто отдать ребенка в детский сад, в надежде что в среде говорящих сверстников заговорит и ребенок с алалией. Точно так же можно отдать в сад ребенка с церебральным параличом в надежде, что тот пойдет, общаясь с ходячими сверстниками.

Алалия - тот диагноз, который без массивной помощи специалистов, и не одного, никогда не "рассосётся" сам.

И в случае, если диагностирована алалия - начинать занятия с логопедом надо немедленно, как только поставлен диагноз. Только в этом случае есть шанс довести ребенка до массовой школы и окончить ее, опять же при постоянной логопедической поддержке. Так что настраиваться надо, так же как и в случае с дизартрией, на годы работы с логопедом. На ещё более долгие годы.

Новые слова ребенком с алалией усваиваются с трудом, их слоговая структура нарушена, фраза бедная и аграмматичная, связная речь отсутствует либо грубо недоразвита .

В целом ребенок с алалией если и говорит, то его речь всегда напоминает речь ребенка более младшего возраста - как по звукопроизношению, так и по общей картине. При этом не забываем, что интеллект у ребенка сохранный. До определенного возраста. Без коррекции ребенок с алалией начинает отставать и в интеллектуальном развитии тоже.

Алалию разделяют на сенсорную, то есть проявляющуюся больше как нарушение понимания речи, и моторную - проявляющуюся невозможностью осуществления собственной речи.

На практике же чаще всего мы видим смешанную - сенсомоторную форму. То есть и понимает не очень, и собственная речь оставляет желать .

Да и все остальное при алалии тоже оставляет желать. Такой ребенок как правило невнимателен, гиперактивен, либо инертен, процессы запоминания ослаблены. И с интеллектом зачастую сложно, как я написала выше. Речь и мышление идут в такой тесной связке, что неизбежно тянут за собой друг друга. Как при нарушениях интеллекта всегда, без вариантов, страдает речь - так и при системном нарушении речи рано или поздно пострадает интеллект.

Дальше - много страшных слов. Пишу из специально для тех, кто считает, что логопедов в ВУЗе пять лет учат "букву РЭ" ставить 😉

Один из ведущих симптомов моторной алалии - апраксия, кинетическая или кинестетическая. Кинестетическая апраксия выражается в трудности или невозможности произвольного воспроизведения артикуляционной позы. То есть паралича нет, движения органов артикуляции возможны в полном объеме, ребенок сосет, жуёт, облизывает и выполняет огромное количество других непроизвольных движений. Но воспроизвести аналогичную позу произвольно, по инструкции или подражанию он не может или сильно затрудняется.

Кинетическая апраксия проявляется в трудности или невозможности воспроизведения серии движений. То есть ребенок может произнести звук отдельно, но переключиться со звукокомплекса на звукокомплекс - нет .

Сенсорная алалия - недоразвитие понимания речи при наличии речи собственной. При сенсорной алалии нарушается корковый анализ и синтез звуков речи, и ребенок, имея сохранный физический слух, воспринимает родную речь так, как мы - незнакомый нам язык. При этом воспроизвести этот незнакомый язык он в состоянии, так же, как и мы можем повторять иностранные слова, не понимая их. Речь его бессвязна, бессмысленна и малопонятна для окружающих. При более лёгкой степени выраженности сенсорной алалии - ребенок понимает речь лишь в определенном контексте.

Завтра на практических примерах опишу "портреты" детей с сенсорной и моторной алалией, и тогда станет немного понятнее 😉

Сенсорная алалия

Моторная алалия