Вообще-то, довольно не скоро: к сожалению, усовершенствование 3D принтеров займет еще какое-то время (в прогнозах – около 10-20 лет) – сейчас таким созданием одежды занимаются исключительно дизайнеры, заинтересованные в футуристичных модных тенденциях. Пока 3D принтеры для одежды и обуви не вошли в бытовое пользование, давайте разберемся, что такое 3D печать и как она применяется на производстве одежды?
3D мода включает в себя абсолютно каждый предмет одежды, созданный на специальном принтере – это может быть платье, обувь, нижнее белье и даже аксессуары. Несмотря на то, что на данный момент увидеть 3D одежду на прилавках магазинов невозможно, «напечатанные» изделия стали новой волной в мире моды. Они постепенно вошли в череду демонстрируемых на модных показах нарядов, что и заставило некоторых владельцев компаний-производителей одежды задуматься об использовании этой технологии как способа массового пошива одежды. Точнее, ее «печати» - на сегодняшний день, проект находится в разработке.
Есть, куда расти: что именно нужно усовершенствовать в механизме 3D печати одежды?
Как правило, 3D печать используется для создания жестких, «каркасных» частей одежды – именно по этой причине в большинстве случаев на 3D принтерах дизайнеры создают именно платья. Платье позволяет играться с фактурой, добавлять элементы, которые сложно создать вручную – зато легко можно напечатать на 3D принтере.
Проблемы возникают тогда, когда с помощью такой печати дизайнеры пытаются создавать более мягкие и подвижные структуры - 3D принтер точно не справится с созданием летящего силуэта. Точнее, не мог справиться до недавних пор: пару лет назад был разработан специальный «сетчатый» материал, который обладает значительной пластичностью по сравнению с «каркасным» текстилем, свойственным ранним 3D принтерам.
И хотя в силу своей дороговизны и высокой технологичности 3D одежда все еще остается историей из мира высокой моды, сейчас существует несколько довольно перспективных проектов – они нацелены на постепенное сближение 3D печати и продукции вещевого масс-маркета.
Бесшовный пиджак.
В 2016 году в одном Интернет-магазине появился пиджак, созданный с помощью 3D печати – он не имел ни единого шва, и по цене 250 долларов был распродан за считанные часы. Вряд ли подобный ажиотаж был вызван невероятным удобством вещи, однако об этом стоит упомянуть: «напечатанная» вещь была бесшовной, вместо швов – уникальные шарнирные соединения для того чтобы пиджак мог в точности повторить контуры тела своего владельца.
А еще: этот пиджак был создан на особой 3D-вязальной машине, которая позволяет экономить расходуемый материал на 15-30% по сравнению с расходом текстиля на потоковом производстве. Заставляет задуматься, правда?
3D-обувь: индивидуальность и комфорт.
Крупные игроки в обувной промышленности всегда старались разрабатывать свою продукцию с учетом постепенной индивидуализации удобства и стиля – в особенности это касается производителей спортивной обуви, для которых соответствие требованиям спортсменов всегда являлось главной задачей.
Уже сейчас Adidas, New Balance и Nike экспериментируют с 3D печатью, изготавливая отдельно подошву и верх для спортивной обуви – так они стараются найти тот идеальный баланс между четким повтором контуров стопы и ярким футуристичным стилем, который может обеспечить 3D принтер.
Несмотря на то, что 3D мода – все еще предмет роскоши и неотъемлемая составляющая элитных показов, проекты, о которых мы вам рассказали, демонстрируют огромный потенциал и обещают интересное развитие области массового производства одежды и обуви.
Некоторые компании уже предлагают 3D продукцию в своих онлайн-магазинах. Такая продукция скоро появится на российском рынке, как вы считаете?