Невозможно существование ни одного действительного государства, которое бы соответствовало платоновскому идеалу!
Но почему?
Большая часть сочинения про государство у Платона, известного древнегреческого философа, заключает в себе описания идеальной модели государства со свободой, равенством, законом, безопасностью и развитием. В остальной части Платон говорит о невозможности создания такого совершенного маленького мира.
По мнению мыслителя это происходит, потому что любая аристократия искажается и превращается в демократию, а потом из нее перевоплощается в деспотию, то есть в государство с неограниченной властью деспота. Если смотреть на государственное устройство Древней Греции с точки зрения Платона, то всё покажется довольно прозаичным.
В 7 веке до н.э. в Греции главенствует аристократия, причем этот уход от монархии совершается путем эволюции, а не революции.
Аристократы были хорошо образованы, первоначально это были люди, которые чтили обычаи и права. Они хранили традиции, были мудрыми судьями и жрецами, ловко управляли казной и армией на благо всему. Но вот ко власти приходят их сыновья, которые были не похожи на своих отцов умом: они неправильно вели дела, некоторые из них “грабили” казну ради своих забав и утех, совершали ошибки, из-за которых ситуация быстро менялась. Начинался упадок, обнаруживался разлад в обществе, рождалось соперничество - власть знати ослаблялась всё больше.
Аристократ ведет вражду с другим аристократом, и каждый из них говорит людям о лучшей жизни под его покровительством. Тот, кто смог заручиться большей поддержкой, захватывает бесценную власть силой. Прозаично.
Вся сила тирана тратится на удержание своей власти, из-за этого он, конечно же, ничего не реформирует и не совершенствует. Конкурентоспособных и “опасных” тиран выгоняет из полиса (города-государства в древней Греции). Чтобы перенаправить внимание простого люда, тираны изобретают новые праздники, несогласных же жителей стараются убрать.
Но ведь всех не уберешь. Тирана в итоге свергают, и ослабленной аристократии ничего не остается кроме попыток договориться с народом.
Именно так рождается греческая демократия, а затем появляется демогогия, власть толпы(охлократия).
Но возникшая таким образом народная власть не может быть истинной демократией, считает Платон, потому что рабство не может создать свободы.