Ольга Сумина, генеральный директор АО «УК Уралсиб», рассказывает Ирине Слюсаревой о перспективах рынка управления активами, востребованных на нем инструментах и каналах продвижения; а также объясняет, на каких участках и по каким причинам должна улучшаться инфраструктура.
Полная версия интервью на сайте НАУФОР http://www.naufor.ru/tree.asp?n=17380
Рост активов - чисто рыночный процесс. Регулирование, даже максимально отлаженное, не может влиять на размеры рынка.
ФОРМИРОВАНИЕ КРОНЫ
- Ольга, может ли расти российский рынок управления активами? Какие рыночные тренды вы считаете основными и как увязаны с ними задачи управляющей компании «УРАЛСИБ»?
- Несомненно, потенциал роста индустрии доверительного управления, как индивидуального, так и коллективного, достаточно высок. По статистике, в России сегодня инвестируют не более 5% населения. В США индустрия рынка доверительного управления и коллективных инвестиций сегодня составляет триллионы долларов, а в России же пока измеряется сотнями миллиардов рублей. При этом в последние годы низкие ставки по депозитам заставляют вкладчиков искать альтернативные возможности для решения своих финансовых задач. Интерес к рынку доверительного управления растет ежегодно, и этому способствуют (помимо низких ставок) как законодательные инициативы, так и естественный спрос со стороны инвесторов, который достигается благодаря разнообразным инвестиционным предложениям, а также современным технологиям. Мы уделяем большое внимание расширению продуктовой линейки и развитию онлайн сервиса, который является серьезным технологичным драйвером развития индустрии рынка доверительного управления. Развитие дистанционных каналов способствует быстрому проникновению инвестиционных продуктов, активно включая население в общемировой тренд и наращивая частные инвестиции на российском фондовом рынке.
Широта линейки инструментов, которой располагают крупные управляющие, позволяет инвестору собрать портфель любого профиля - и направленный на сохранение капитала, и позволяющий получить высокий доход при приемлемом уровне риска. Классический вариант для любого частного инвестора - паевые инвестиционные фонды. В нашей компании инвестор может выбрать любой из 10 ПИФов и вложить средства в самые разные ресурсы фондового рынка: акции российских и зарубежных компаний, облигации, ценные бумаги в отдельных отраслях экономики. Минимальная сумма инвестиции составляет всего 1 тысячу рублей.
Серьезно помогла развитию рынка розничных инвесторов инициатива НАУФОР по созданию такого инструмента, как индивидуальный инвестиционный счет. Развитие ИИС позволит удовлетворять спрос широкого круга инвесторов и предлагать уникальную альтернативу иным финансовым инструментам, в том числе и депозитам. Мы ждем, что уже текущим летом в стране появится 1 миллион инвестсчетов. Могу добавить, что практически у всех моих знакомых уже есть ИИСы. Это безусловный успех продукта.
Что касается пенсионного рынка, то здесь ситуация менее предсказуема, поскольку управляющие пока не вполне четко понимают свою роль в управлении инвестиционным пенсионным капиталом (ИПК), Мы надеемся, что управляющие компании с большим опытом управления пенсионными активами будут участниками новой системы. И уверены, что они справятся с новыми задачами.
Ждете ли вы, что вырастут другие категории институциональных инвесторов, помимо НПФов?
- Конечно! В первую очередь мы делаем ставку на то, что продолжат расти высокими темпами активы страховых компаний. В прошлом году страховщики установили сразу два рекорда - как по объемам, так и по темпам роста. Розничные продукты вносят основной вклад в рост страхового рынка, при этом растут и страховые резервы, 50% из которых, как известно, страховые компании могут передавать в доверительное управление. Таким образом, развитие этого сегмента безусловно способствует увеличению активов под управлением.
Несмотря на то, что в настоящее время фонды целевых капиталов проходят стадию становления, тем не менее мы активно работаем над их привлечением. На сегодняшний день существует ряд законодательных ограничений в рамках управления активами эндаумент-фондов, в частности: невозможно приобретать в активы целевого фонда иностранные ценные бумаги. На наш взгляд, это неверно и является искусственным барьером при предложении инвестиционных стратегий. Есть целый ряд предложений по регулированию, которые управляющие сформировали на платформе НАУФОР. Мы надеемся, что в ближайшее время удастся их реализовать.
Помимо управления активами, управляющие могут предлагать институциональным инвесторам и еще одну услугу - инвестиционное консультирование. Теперь данный сервис предоставляется в определенных законом форматах и подходит для различных классов инвесторов.
- Если названные вами препятствия будут устранены, то получит ли сегмент эндаументов дополнительные возможности для развития?
- Снятие регуляторных ограничений само по себе к существенному росту объема рынка фондов целевого капитала не приведет. В России уже формируется практика меценатства, и можно предполагать, что рынок целевых капиталов будет развиваться примерно так же, как и в других странах. Способствовать росту данного сегмента будет, с одной стороны, потребность общества, а с другой стороны, новые возможности вследствие законодательных инициатив. Поэтому создавать в этом сегменте правильное, рациональное регулирование - нужно. Эта мера сама по себе не будет являться причиной для роста, но она несомненно создаст платформу для планомерного развития. Знаете, опытный садовник, если хочет вырастить дерево определенной формы, обязательно на протяжении долгого времени формирует его крону.
Управляющим необходимо настроить правильные сервисы для эндаументов намного заранее, чтобы при возникновении рыночных предпосылок и появлении спроса быть готовыми их предложить для полноценного использования.
- Иностранные бумаги. Можно ли считать, что этот тип активов востребован всеми категориями инвесторов?
- В рамках диверсификации - безусловно. Очень полезно давать инвесторам возможность заработать, в том числе, на иностранных ценных бумагах, соблюдая при этом законодательные ограничения. Мы видим спрос на валютные инструменты со стороны как розничных, так и институциональных инвесторов.
- Каковы стратегические проекты/задачи компании в текущем году?
- Утверждена трехлетняя стратегия развития управляющей компании «УРАЛСИБ», в рамках которой мы будем, во-первых, развивать новые каналы продаж инвестиционных продуктов управляющей компании (о чем мы уже немного поговорили), а во-вторых, совершенствовать линейку инвестиционных продуктов (ПИФы, стратегии ДУ и инвестиционное консультирование). Нашим ключевым партнером и основным каналом продаж на текущий момент является «БАНК УРАЛСИБ». Наши продукты представлены на витрине и дополняют банковскую линейку, предоставляя клиентам возможность формировать портфель из различных финансовых инструментов. Для Банка мы являемся продуктовой инвестиционной фабрикой, которая регулярно модернизирует и пополняет свою линейку новыми востребованными продуктами.
В прошлом году мы внедрили стандартные стратегии ДУ, в рамках которых предусмотрены регулярные выплаты дохода. Этот продукт стал очень популярным среди инвесторов, так как, с одной стороны, является аналогом банковского депозита, а, с другой стороны, доходность по нему интереснее, чем текущие ставки.
Мы очень рады принятым поправкам в 156 ФЗ, которые позволяют реализовать стратегию с регулярными выплатами дохода и в рамках паевого инвестиционного фонда. Этот инструмент позволит привлечь интерес более широкого круга инвесторов, так как вложения в фонды предлагают максимально гибкие условия инвестирования по сравнению со стратегиями доверительного управления.
- Ждете ли вы появления закона о маркетплейсе и самого маркетплейса?
- Наша компания уже сейчас обладает стабильным каналом дистрибуции наших продуктов. Мы высоко ценим нашего партнера - «БАНК УРАЛСИБ». Он обладает широкой региональной сетью, лояльной к инвестиционным продуктам. Соответственно, продукты управляющей компании представлены практически в каждом регионе, в котором есть отделения банка. Управляющая компания старается присутствовать со своими продуктами также и в электронных банковских каналах. Как любая синергия, это дает дополнительные возможности для развития как УК, так и Банка.
Как ранее сказано, мы позиционируем себя в качестве продуктовой фабрики для Банка. Помимо управляющей компании, у Банка есть и другие поставщики инвестиционных продуктов. В определенной степени это стимулирует нас искать конкурентные решения.
Мы также очень заинтересованы и в развитии института маркетплейса. В частности, площадки Московской биржи, с которой в этом году мы заключили договор. Московская биржа - несомненный российский инфраструктурный лидер, обладающий огромными возможностями предлагать серьезную линейку продуктов широкой аудитории. Она является независимым консолидатором всех имеющихся на рынке продуктов, предоставляет самому широкому кругу инвесторов большие объемы верифицированной информации.
На данный момент личный кабинет управляющей компании является для нас приоритетным онлайн сервисом продаж и постпродажного обслуживания. Через личный кабинет можно дистанционно совершать любые операции с паями, отслеживать динамику стоимости ценных бумаг и получать подробную аналитику.
В апреле УК УРАЛСИБ вошла в реестр финансовых советников. Мы планируем активно развивать инвестиционное консультирование. Будем предлагать его по той же модели: клиентам не только самой УК, но и материнского банка.
- Как прошел процесс регистрации?
- Быстро, без значимых проблем или осложнений. Собственно, мы и раньше осуществляли консультационную деятельность - как многие другие управляющие. Сейчас, при изменении регулятивного поля, появились дополнительные основания для того, чтобы предлагать этот продукт. Стратегии, которые мы предлагаем клиентам в формате инвестиционного консультирования, формируются в рамках инвестиционного комитета управляющей компании.
Но относительно возможностей консультирования пока еще очень сложно подводить какие-то предварительные итоги. Весь процесс все-таки еще только стартовал. Старт получился быстрым, небольшие коррективы пришлось внести по ходу, но сейчас услуга инвестиционного консультирования приведена в соответствие текущим реалиям рынка и законодательства.
- Устраивают ли вас текущие параметры работы ИИС, какова динамика их развития, какой тип счета предпочитают клиенты?
- Индивидуальные инвестиционные счета появились на нашем рынке относительно недавно, но набрали популярность фактически мгновенно. Сейчас они являются одним из любимых инструментов и брокерских компаний, и управляющих. На наш взгляд, стоило бы поработать над увеличением суммы инвестирования. Если сумма будет увеличена, то в рамках ДУ мы можем предложить инвесторам существенно больше инвестиционных стратегий.
- До какого предела увеличить - до 600 тысяч, 800 тысяч, миллиона рублей?
- Было бы неплохо повысить максимальный взнос в ИИС до 5 миллионов рублей. Для управляющего выбор инструментов обусловлен объемом активов: например, мы ограничены лотностью ценных бумаг. Поэтому чем больше сумма - тем больше возможностей для управляющего
.
- Меняется ли отношение инвесторов к ПИФам? Ведь был момент, когда граждане реагировали на этот формат откровенно негативно.
- Не согласна с такой трактовкой. Лично для меня паевые инвестфонды всегда были (и остаются) самым любимым продуктом, поскольку позволяют любому инвестору изучить возможности фондового рынка. Точнее, понять реальную широту этих возможностей. ПИФы являются инструментом максимально удобного и эффективного накопления в долгосрочной перспективе для реализации любых целей.
Поэтому перспективы ПИФов на российском рынке лично я оцениваю безусловно позитивно. Мы хотели бы максимально полно развивать линейку этих инструментов. Ждем изменений в текущее регулирование с целью предложить инвесторам новые типы ПИФов: с возможностью выплат (о чем мы уже говорили), с возможностью инвестировать в валюте. Биржевые фонды, появившиеся в прошлом году - тоже прекрасный инструмент. Возможно, стоило бы немного дополнительно поработать над улучшением их инфраструктуры. Например, увеличить количество активных маркетмейкеров по данному продукту.
- Что дает участие в работе Комитета НАУФОР по управлению активами? Каковы стоящие перед ним на ближайший период задачи?
- Считаю работу в комитете максимально полезной для индустрии. НАУФОР - очень комфортная и открытая площадка для выявления существующих в индустрии проблем, их обсуждения и выработки способов решения. К тому же формат работы комитета дает возможность приглашать на заседания комитета представителей регулятора, что позволяет в онлайн режиме доносить до регулятора варианты решения тех или иных задач индустрии и уже на этапе формулирования - корректировать, прорабатывать конкретные инициативы и так далее. Очень плодотворный формат.
Комитет НАУФОР всегда открыт для диалога и конструктивен. Многие инициативы со стороны индустрии, проходящие через «фильтр» Комитета НАУФОР, существенно совершенствуются, консолидируются и обогащаются.