Найти тему
Владимир Зима

Как правильно использовать кадры

Надеюсь, что однажды управление станет профессией, и о таких вещах писать больше не придется, так как они окажутся в учебниках и станут совершенно обыденным знанием типа таблицы умножения. Ну, а пока... надо.

Итак, в течение последних двух лет я достаточно часто сталкивался с ситуацией, когда на определенные позиции мы подбираем и одобряем людей, весьма для них подходящих. В том числе и топ-менеджеров, и начальников департаментов и иногда даже руководителей отделов.

А через очень непродолжительное время от вышестоящих на них начинают появляться жалобы. Дескать, неэффективен руководитель. И то у него не получается, и это.

Начинаю разбираться. И обнаруживаю, что одобрял я человека для одной работы, а применить его пытаются совсем для другой. Или топ-менеджера, который должен заниматься системными вопросами, на переговоры гоняют, или наоборот, начальника отдела пытаются в стратегические вопросы погрузить. И тому подобное.

И вполне естественно, что люди, чей мозг настроен решать одни задачи, в других начинают плавать. Например, человек способен выстроить систему работы с продуктом. Прекрасно разбирается в технологических циклах. Принимает здравые решения о том, как построить взаимодействие различных служб. И с руководящими сотрудниками, находящимися у него в подчинении, имеющими техническую подготовку и умеющими принимать решения своего уровня, прекрасно ладит.

Но вместо того, чтобы поставить ему задачу создать планы по оценке новых технологий, и модификации производственного процесса, ему от собственника постоянно приходят задания провести переговоры с поставщиками и сбить цены. Или решить какой-нибудь мелкий конфликт на производстве, который собственник случайно заметил, проходя через цех. И так далее.

А топ-менеджеры почти никогда не признаются в том, что задачи такого рода для них сложны. Что они другое любят и умеют. Многие из них хотят доказать, что они лучшие во всем и всегда. Да, и собственника обижать не хочется.

И вот, вместо профессиональных закупщиков, собаку съевших на переговорах, разговаривать с контрагентами едет технический или производственный директор. Переговорщики, естественно, при нем помалкивают. Ведь топ же тут. Ну, а он сам, очарованный новеньким оборудованием и манипуляциями продавцов, подписывается под условиями, на которые никогда не пошла бы его компания.

Собственник, естественно, не в восторге. И начинает свое недовольство проявлять. А кроме того, из самых, как ему кажется, лучших побуждений, он нагружает своего топа различными оперативными задачами, которые, по идее, должны решаться на другом уровне организации - решить проблемы с перебоями поставок, помирить ПЭО и начальника цеха и тому подобными.

Топ берется. Но времени в сутках всего двадцать четыре часа. А количество продуктивного мышления, данного нам на сутки, намного меньше. И в результате, самая главная работа остается за бортом. Создание планов трансформации производственного процесса переносится из квартала в квартал. НИОКР еле дышит. Взаимодействие с финансистами и маркетингом ухудшается.

Кто виноват? В картине мира собственника, конечно же топ. Это же он одним не занимается, а другое проваливает.

А на самом деле, вопрос только в том, что топ-менеджер получил не те задачи, которые должен был. В том, что его заставили заниматься не той работой, к которой он приспособлен. Работой, для которой наличие способности к стратегическому планированию и системному подходу больше минус, чем плюс.

И в итоге мы получаем недовольного собственника и демотивированного производственного, например, директора. И неэффективное предприятие. На котором принятие решений своего уровня не является ценной работой, зато очень ценится имитация бурной деятельности.

И я очень надеюсь, что однажды управление станет профессией. И погружение топ-менеджера в оперативную работу будет выглядеть так же глупо, как отправить токаря заняться сложной сваркой.

Ну, а пока имеем то, что имеем.