Найти в Дзене
За гранью

Законы психологии толпы и эксперимент Милгрэма

Любым существом на нашей плане, а человеком в частности, управляет не имеющая границ сила — воля к власти. Изменения этой силы, выраженное в еде, здоровье, излишке благ, похвалы окружающих, успехе, несут людям удовольствие. Упадок или дефицит силы при таких явлениях как, голод, угроза жизни, болезнь, неудача и другие, несут человеку страдание. Все указанные факторы стимулируют наше развитие и принятие правильных решений.

При этом разум даёт импульсы поощрения и наказания через пути восприятия — нам кажется, что свершаются хорошие изменения, срабатывает импульс поощрения. И также в обратную сторону. Это даёт безграничные возможности для развития, и два наиболее весомых и разрушающих личность способа самоутвердиться — мазохизм и садизм.

Мазохизм, как общее понятие, представляет процесс получения удовлетворения от ощущения роста силы и значимости человека за счёт подчинения силе, которая значительно его превосходит. Личность растворяется, отождествляя себя с этой общностью и приравнивая ее силу к своей.

Садизм же, процесс выработки удовлетворения от выплеска силы через агрессию. Человек подавляет, разрушает, подчиняет, унижает и манипулирует, используя различные формы взаимодействия. Например, словами.


Сила, являясь фактором удовольствия, усиливается на фоне чужой слабости, которая прогибается под нашей реторсией.

Закон первый: либидо и мазохизм внутри группы


Привычка людей объединяться в группы способствует развитию обоих способов самоутверждения и толкает человека не задумываясь отдаться власти разрушения. В любом из нас природой заложена потребность в общении и объединении с такими же, как мы.


Желая сохранить ощущение власти и уверенности внутри группы, человек беспрекословно подчиняется ее правилам и следует поставленным ценностям. Взаимодействие внутри общности определяет либидо — симпатия, любовь и притяжение между ее членами. Принцип либидо наблюдается и в таких группах, как этнос, нация или целая религия. Общность характеризуется и наличием внутренних несогласий, людей, выступающие против конкретных членов, периодически общность негармонична. Но все же, не вызывает сомнения тот факт, если человек осознает себя в группе, он испытывает возвышенное влечение к другим ее членам, которая мотивируется только осознанием того, что индивид относится к этой общности, внутригрупповым либидо.


С другой стороны, частично или полностью отказываясь от свободы мысли, чувств и возможности самостоятельного принятия решений, человек усиливает удовольствие от осознания принадлежности к группе, что подтверждает мазохистское принятие воли.


Индивид послушно следует за толпой, которую ведёт лидер группы, уподобляясь единым целым. Мазохистское растворение личности приносит мнимое удовлетворения за счёт снятия ответственности за принятие решений, неуверенности, присутствия компании и потребности самостоятельно определять свою жизнь.


Закон второй: регресс личности и растворение ответственности


По мере возрастания влияния группы на человека, подвергаются деградации основные способности индивида, в их числе и интеллектуальные показатели. Последние определяются способностью самому анализировать ситуации, что невозможно в условиях тотальной привязанности к общности. Подчинение массе, преданность общественным ценностям и следование ее целям, приводит к истощению личных возможностей человека, ввиду их невостребованности и редкого использования. Чем озабоченнее, сильнее группа, тем больше в ней растворяется индивид и превращается в легкое средство для достижения общественных целей. Пратчетт говорил: "интеллектуальный уровень толпы равен интеллектуальному уровню самого глупого члена группы, деленному на число членов общности"

Полная деградация, подпитанная нездоровой любовью группы, приводит к внутреннему ослеплению человека. Пример такой ослепленности — фанатичный патриотизм, при котором любое историческое достижение народа принимается как личное, а государство представляется через розовые очки.


Еще одним следствием деградации человека является утрата способности отвечать за свои деяния, потеря контроля и самоконтроля. Подчиняясь группе или ее лидеру, индивид способен на что угодно, независимо от тяжести последствий. Об этом свидетельствуют примеры нацистской Германии.


Этот феномен доказывается в социальном эксперименте "Подчинение авторитету", которое в 1962 году провел Стэнли Милгрэм из Йельского университета. Цель исследования была найти причину, по которой немцы, образованные представители культурной страны, оказались способны на нечеловеческие зверства.


Группе людей, набранной по объявлению, ставили задачу определить, как наказание влияет на процесс получения знаний и усвоение предполагаемого материала. Каждый участник исследования был представлен руководителю исследования ("мистеру Уильямсу") и другим испытуемым. Путем жеребьевки определяли "учителя" и "ученика". Второй участник эксперимента был подставным актером, которому доставалась роль "ученика".


Актер располагался в соседней аудитории и должен был запоминать слова произносимые преподавателем, после чего нужно было нажать верную кнопку из четырех представленных для подтверждения правильного ответа. Запястья подопечного были связаны ремнями и подключены к току.

-2


Учитель (настоящий участник исследования) отслеживал верные ответы. Если ученик давал неверный ответ его ударял разряд тока, чья мощность увеличивалась с каждым ошибочным ответом.


Аудитории учителя и ученика были оснащены внутренней связью, для того, чтобы учитель слышал реакцию подопечного на удары током. Перед началом "обучения" ученик пояснял, что имеет проблемы со здоровьем сердца и хочет убедиться в том, что эксперимент не несёт никаких последствий. Преподавателю представляли возможность испытать на себе слабый разряд в 45 вольт, чтобы тот имел представление об ощущениях обучаемого.

-3


Участники исследования определяли 45 вольт как довольно неприятные. Во время исследования подопечный специально допускал много ошибок, чтобы учитель увеличивал мощность разряда. На самом деле, подставной ученик никаких разрядов не получал, однако, при каждом увеличении разряда, разыгрывал соответствующие крики боли.


С разряда в 150 вольт актер-ученик призывал учителя остановится. Кричал, что ему плохо и не может больше переносить боль. Если учитель начинал отступать, то "мистер Уильямс" уговаривал о продолжении, ссылаясь на то, что этого требует эксперимент.

-4


Многие "учителя" осознавали, что доставляют невыносимую боль подопечному, и отказывались вести "обучение" на разряде 150-180 вольт. Исследователи прогнозировали, что практически никто не допустит разряда в 450 вольт, независимо от требований мистера Уильямса. Из процент, по из слов, будет равен 0.1-1% от общего числа испытуемых. Но результат поразил всех. Он составил 50%! Половина "учителей" превысила отметку "опасно: серьезное поражение", при этом морщась от боли от десятой части этого разряда в начале эксперимента.


Это были представители разных социальных классов, с разным финансовым положением и образованием. Были и ученые. Многие из них оказались под давлением авторитета, такого незначительного, как профессор университета. Эксперимент показал, что авторитет, который несет за других групповую ответственность, способен убедить пойти на любой поступок. Нужно ли поражаться тому, на что способна принудить мощь государства, если половина испытуемых позволили уговорить себя пустить разряд 450 вольт старому человеку с проблемами здоровья.

-5


Закон третий: мортидо и садизм вне группы


Жестокость, к которой может склонить индивида группа, обоснована его инстинктами. Например, инстинкт садизма — процесс получения удовлетворения от применения силы. Внутри группы людей ведёт либидо, на тех, кто в эту совокупность людей не входит, распространяется другая сила — мортидо. Это определение выделил последователь Фрейда, изначально назвавший его Танатос. Фрейд же разочаровался в природе людей, увидев в них жестоких агрессивных животных во времена Первой мировой войны.


Именно мортидо и садизм являются основополагающими явлениями ненависти чужому и его боязни. Симпатизируя между собой члены группы с той же степенью и презирают тех, кто в нее не входит. Для продолжительной жизни большинства сообществ необходим враг, на которого можно выплескивать скопившуюся между ее членами энергию. Наличие врага укрепляет общность и повышает послушание каждого его члена, так как возрастает нужда друг в друге для совместной борьбы с врагом.


Если у общности нет врага, накопленная энергия разрушает группу изнутри. Это хорошо видно на примерах политических противостояний. Например, во время холодной войны США намеренно привязывали страх гражданам перед СССР, чтобы повысить авторитет власти. Та же ситуацию наблюдается и сегодня. Страх перед террористами служит укреплением России национальности страны через перенаправление ее в другое русло.

-6


Описанная в статье психология общности ближе к нам, чем кажется на самом деле. Достаточно в этом убедиться просто выйдя на улицу. Если в любую соц.сеть, в период мировой трагедии или просто оставить глупый комментарий, как тут же слетаться тысячи неизвестных друг другу людей потанцевать на костях. Моментально образовывается виртуальная группа, которая объединяется общей скорбью или азартом. Ее члены упиваются единением, осознанием собственной значимости. При этом с тем же энтузиазмом набрасываются и на тех, кто недостаточно, по их мнению, выражает свою скорбь. Это прямое проявление смешения мортидо и садизма.


Человек постоянно видит образование псевдо общностей, целью которых являются самоутверждение через примитивные инстинкты. И чем больше мы это осознаем, тем выше наша способность противостоять процессу. Не заблуждайтесь в том, что кто-то из нас выше описанных процессов и не поддавался их влиянию. Рабство наступает для тех, кто думает, что он свободен.