Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Светлана Рыжикова
Мы всегда пытаемся сберечь время, подчинить себе, но чем больше делаем это, тем больше время пытается выскользнуть из рук. Так и сегодня, в наш стремительный информационный век, в школы России буквально ворвались цифровые технологии, и каждый из нас, педагогов, старается активно, по-своему использовать их. Безусловно, цифровое обучение предназначено для улучшения обучения, а не просто для продолжения его с помощью цифровых средств. Лишь с помощью вдумчивой интеграции образовательных и информационных технологий можно заинтересовать ученика, спроектировать его образовательную среду и научить самого находить необходимые знания.
Как гармонично соединить это и претворить в действие в обычной школе, подобной нашей? Обычной, потому что находится она в небольшом городке Алексин, что в Тульской области, соседствуя в центре города с двумя гимназиями. Обычной, потому что в нее ходят обычные дети: примерные и ответственные, русые и смуглолицые, обучающиеся с первого класса и отсеянные из других школ, сорванцы и так называемые трудные. Выбранное в школе направление деятельности образно выражает притча.
Спросил молоток у моря:
— Отчего камни на твоем берегу такие гладкие , а я, сколько ни бью, — все колючие да шершавые ?
— А я их ласкаю, — прошептало море.
Разумное использование технологий интеграции в цифровое общество, возможностей открытого информационного пространства и новой образовательной среды с целью педагогической поддержки помогает создать условия для развития личности каждого, даёт возможность проявиться способностям, заложенным природой, и, если кому-то учеба дается тяжело, подталкивает найти ту нишу, в которой ребенок будет успешным.
Однако в бумажной суете и погоне за молниеносным успехом часто забывается, что любая технология, какой бы совершенной она ни была, это всего-навсего механизм для чего-то. А сердце, умение сопереживать мысли, манера поведения, — все в душе и голове учителя. Ни одна цифровая технология на сегодняшний момент не заменит личность, позицию, мировоззрение педагога. Для того, чтобы невидимые ценности передавать, не теряя в поколениях, требуются особый труд, талант, личная страсть, огонь жизни, потому как новый огонь зарождается лишь от огня, жизнь от жизни. Сухих фактов мало, нужна искра сердца, искра воображения, полет фантазии. Учитель в мире, где цифра меняет все, должен оставаться самим собой : организатором деятельности, исследователем, носителем культуры, духовным наставником, личностью, придерживающейся при этом разумных принципов уважительного и позитивного отношения ко всему новому. Не стоит прогибаться под изменчивый мир и становиться придатком цифровых технологий!
Как педагог со стажем возьму на себя ответственную миссию и попробую на собственном опыте взаимодействия с учащимися 8 класса обозначить несколько простых вещей, которые помогут современному учителю использовать цифровые технологии в образовательном процессе разумно и с пользой.
Способ первый
Смените позицию наблюдателя и попробуйте каждый день не проводить бесцельно. Активность приобретает особое значение во взаимодействии с современными школьниками — представителями поколения Z. Главная мотивация поколения Z — интерес. Отсутствие скуки — часть состояния комфорта поколения Z. Такой интерес поддерживается с помощью интерактивной формы обучения и воспитания — экскурсии. Интерес вызывает все: и предмет экскурсии, и форма ее подачи. География интерактивных экскурсий, в которые погрузилась я вместе с ребятами, разнообразна и широка. Особый интерес вызвали интерактивные инсталляции в музее оружия города Тулы. Голографическая винтовка, виртуальные рассказчик и энциклопедия — всего не перечислить. Цифровые технологии творят чудеса, упрощая процесс познания. «Голографические витрины», демонстрирующие устройство и принцип действия различного огнестрельного оружия, проиллюстрировали это наглядно. Винтовка — буквально — висела в воздухе, разбираясь на части, собираясь вновь, производила выстрел. А вот «Виртуальная энциклопедия» позволила быстро найти интересующий экземпляр и получить подробное описание с красочными фотографиями. На память о посещении музея мы имели возможность сфотографироваться в образе русского воина — гусара, пищальника, стрельца, гренадера или фузелера. Каждый выбирал вариант на свой вкус. Фотографию ребята получили на электронную почту.
Удивлению ребят не было предела: образцы холодного, огнестрельного, спортивного оружия от петровских времен до наших дней предстали перед глазами. А мы все ходили, смотрели, любовались нашей гордостью, музейными экспонатами. Здесь, в этом необычном, похожем на шлем здании, замерла история, Я поглядывала на лица ребят и читала в их глазах восхищение: ведь у нас есть такое! Вот чем можно гордиться! Проснитесь, люди! Тульской области есть, чем гордиться! И на душе отчего-то становилось тепло и радостно…
Способ второй
Привлекайте к решаемой проблеме окружающих. Ведь простым нажатием клавиш можно спасти жизнь человеку, живому существу. Так, используя возможности социальных сетей, мы с ребятами разместили в цифровом пространстве агитационные листовки и буклеты, в которых призывали не проходить мимо бездомных животных, а также рассказали о своем социальном проекте «Мы в ответе за тех, кого приручили». В процессе проектной деятельности нашли много единомышленников и посетили питомник с бездомными животными, приготовив маленькие сюрпризы четвероногим друзья. Большие и маленькие, озорные и с грустными глазами, взрослые и юные, братья наши меньшие виляли хвостами и облизывали нам руки, благодаря за угощение и радуясь нашему визиту. В ходе этой социально значимой акции мы поняли главное: настоящее добро не преследует корыстных интересов и исходит из сердца. Главное — быть искренним в наше время!
Обращение к возможностям мультимедийных технологий, цифрового телевидения помогло при создании еще одного социального проекта «Герои нашего времени». Учитывая, что поколение Z растет, слушая про инновации, высокие технологии, финансовую грамотность, и испытывает при этом дефицит живого общения, было решено восполнить этот дефицит, встретившись с героями нашего времени вживую. Одна группа детей беседовала, брала интервью у известного в городе тренера по каратэ, другая пригласила в гости кинолога-полицейского. Результатом проекта стало самостоятельное создание небольшого фильма о жителях нашего Алексина, олицетворяющих примеры ответственного, серьезного, целеустремленного отношения к своему делу.
Способ третий
Обращайтесь к искусству в любом его проявлении Начните и сделайте — это добавит в мир новые краски, позволит ощутить его ценность. Личность каждого воспитанника есть ценность. И с самого раннего времени происходит битва за нее. Где она происходит? Арена борьбы не снаружи. Арена борьбы — сам человек, его мысли и чувства, его память. Побежденный, он идет рушить, преследовать, прятаться в тюрьмы. А победивший — он Мастер…
При умелом использовании цифровых технологий каждый педагог может создать условия для развития личности каждого, формирования «стержня», мировоззрения. Особое место в формировании мировоззрения занимает технология мировоззренческого кино. «Кино — искусство, не просто специфическое для ХХ (теперь и XXI) века, но в определенном смысле создавшее сам образ ХХ века. У всех людей, чей год рождения начинается с «тысяча девятьсот …» и «две тысячи …», есть стойкое ощущение, что они своими глазами видели самые разные уголки мира, в котором живут, непосредственно наблюдали важнейшие исторические события, знают в лицо великих людей прошлого. Но если вдуматься, всё это благодаря кинопленке» — считал талантливый педагог-ученый XXI Д.В.Григорьев.
Мы смотрим кино вместе: всем классом, всей школой. Среди любимых: «Время первых» режиссера Д.Киселева, «О любви» Т.Шахвердиева, «Салют семь» К.Шипенко, «Движение вверх» А.Мегирдичева. Фильмы погружают нас в другой мир, другую эпоху. Тот мир учил отличать плохое от хорошего, разбираться в людях, признавать свои ошибки, помогать другу другу. Тот мир учил гордиться за успехи своей Родины. Тот мир подарил нам героев, настоящих, тех, на кого хотелось быть похожими. После одного из просмотров пожилой мужчина шел и вытирал слезы, да и мы все стали другими: как-то ближе, роднее по духу, по ощущению принадлежности к своей великой стране с трудной и интересной судьбой. И все это произошло в течение каких-то двух часов! А потом было обсуждение с использованием технологии мировоззренческого кино. Она представляет современный набор приемов проблемно-ценностного общения и в синтезе с цифровыми технологиями создает условия для мировоззренческого самоопределения школьников.
Способ четвертый
Работайте над собой. Изменилась среда: сетевое сообщество определяет все. Стала другой экономика, повышается роль человеческого капитала. Чем выше показатель человеческого капитала, тем богаче наше общество. Несомненно, использование цифровых технологий способствует улучшению качества образовательного процесса, позволяет сэкономить время учителей, помогает нам, педагогам, лучше адаптировать обучение к потребностям учеников, выстроить индивидуальные траектории развития учеников, обеспечить прозрачность образовательного процесса.
Есть и проблемы: хаотичное использование информационно-образовательных технологий и непродуманный регламент в доступе учеников к цифровому оборудованию, наличие устаревшего оборудования, недостаток оцифрованных образовательных и воспитательных программ, дублирование одних и тех же форм отчетности на «цифре» и на бумаге отсутствие у педагогов времени на свое профессиональное развитие. Но все это решаемо при условии работы над собой главного действующего лица в современной оцифрованной школе — учителя. Педагогу необходимо быть личностью, самостоятельной и образованной, духовно зрелой, ибо обезьянничая и копируя, можно стать лишь кем-то, с кем-то, при ком-то и не заметить, как в формуле Бога неизвестное «жить» обернется ответом «служить». Кто не создает себя, тот будет использован теми, кто создает рабов.
P.S. Интеграция в цифровое общество открыла для меня удивительное стихотворение Джонатана Рида. Это «белый стих», который читается в обе стороны как символ двух противоположных сюжетов развития человечества. И чтобы сценарий из первого прочтения не стал явью, нужно выбрать обратную дорогу с совершенно иными ценностями. Автор Джонатан Рид даже дал стихотворению два названия, в зависимости от того, какое именно прочтение вы имеете в виду — «Потерянное поколение» или «Есть надежда».
Я Д.В.Григорьев часть потерянного поколения
И я отказываюсь верить, что
Я могу изменить этот мир.
Я понимаю, возможно, это шокирует вас, но
«Счастье уже внутри тебя»
– Это ложь, на самом деле.
Деньги сделают меня счастливым
И в тридцать лет я расскажу своему ребенку, что
Он – не самая важная вещь в моей жизни.
Мой босс будет знать, что
Мои принципы:
Работа
Важнее, чем
Семья
Послушайте:
С давних пор
Люди живут семьями
Но сейчас
Общество никогда не будет таким, как прежде
Эксперты говорят мне
Через тридцать лет я буду праздновать десятилетие моего развода.
Я не верю, что
Я буду жить в стране, которую сам создам.
В будущем
Уничтожение природы станет нормой.
Никто не верит, что
Мы сохраним нашу прекрасную планету.
И конечно
Мое поколение уже потеряно.
Глупо полагать, что
Есть надежда.
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»