Найти в Дзене

Популярные программы дошкольного образования, и чем они отличаются

Оглавление

Кем бы мы ни трудились, что бы ни делали — мы постоянно нуждаемся в авторитете, за которым можно слепо следовать, чьему мнению — спокойно доверять. Молодые мамочки — не исключение, и для некоторых из них таким авторитетом стала итальянский врач Мария Монтессори и педагогическая система, которую та разработала. На методах Монтессори основана не одна программа дошкольного образования, однако помимо итальянки в мире хватает и других теоретиков. Поговорим о распространенных теориях воспитания и выясним, чем же они отличаются друг от друга.

Философия Марии Монтессори

Теория воспитания Монтессори появилась еще в 1907 году и до сих пор остается на пике популярности. Главные принципы подхода итальянки к образованию — взаимосвязь всех живых существ и важность поиска — и обнаружения! — собственного места для каждого человека. В тесной связи и в дополнение к чтению/письму/математике дети узнают о других культурах, животных и растениях.

Учителя — в данной программе дошкольного образования их называют «гидами» — отвечают за каждого ребенка, при этом дети учатся в индивидуальном темпе, никто никого не подгоняет, никто ни на кого не давит. Дошкольное образование по программе Монтессори поощряет развитие у детей чувства независимости: ребенку ничего не навязывают и не заставляют. Малыша спрашивают: тебе нужна помощь? Ты хочешь самостоятельно выполнить задание? Ты чувствуешь готовность к этому? Если ребенок скажет: «Нет», никто кроху не наругает. Кроме того, данная теория воспитания культивирует «тройственный союз»: учитель — ученик — родитель. Программа Монтессори предполагает привлечение родителей к образованию и энергичное в нем участие.

Подробнее о программе

Программа дошкольного образования Монтессори основана на пяти областях. Это:

1. Практическая жизнь. Дети учатся завязывать шнурки и расстегивать пуговки; самостоятельно ходить в ванную; убирать за собой, если намусорили/пролили; готовить завтрак и так далее.
2. Сенсорные навыки. Ребенок учится воспринимать мир с помощью каждого чувства. Так, если малыш изучает тему «Осень» и собирает листики, он на ощупь понимает, какие они хрупкие.
3. Языковые навыки. Теория воспитания Монтессори поощряет говорение. На начальном этапе детей учат узнавать буквы, чтобы потом плавно перейти к чтению и письму.
4. Практическая математика. Ребятишек знакомят с основами математики с помощью хитрых практических приемов и специальных материалов, в том числе бус.
5. Культура. Дошкольное образование Монтессори дает малышам шанс в раннем возрасте почерпнуть знания из всевозможных сфер: наука и искусство, история и зоология, география и архитектура.

Каждая из данных учебных дисциплин тесно связана с другой. Обучение строится следующим образом: в классе выкладывают игрушки и учебные пособия/развивающие игры, чтобы ребенок видел все это. Он самостоятельно выбирает из данного списка задание сообразно собственным интересам: книгу или головоломку, художественный проект или пространственную игру и так далее. Когда малыш закончит, он убирает работу и переходит к новому занятию. Расписание в этой программе образования построено таким образом, что на протяжении дня дети играют/работают и вместе, и самостоятельно.

Учителя координируют работу детей и в группах, и поодиночке, но «гиды» — не единственные наставники. Теория воспитания Монтессори предполагает помощь старших детей младшим, а потому группы делают разновозрастными. Программа образования Монтессори направлена в первую очередь на детей, которым требуется практическая учебная среда, отвечающая их потребностям. Она чудесно подойдет детям с синдромом дефицита внимания, ребятишкам с психологическими или поведенческими проблемами.

Философия вальдорфской школы

Теория воспитания вальдорфской школы по уровню популярности не уступает Марии Монтессори. Разработал данный подход в 1919 году Рудольф Штайнер, доктор философии и педагог австрийского происхождения. В основе метода — антропософские представления (религиозно-мистические). Так, Штайнер утверждал: человек состоит из трех аспектов — духа, души и тела. На стимулирование и развитие у детей данных трех элементов и направлена программа дошкольного образования, получившая имя вальдорфской школы (по названию сигаретной фабрики Вальдорф, которая финансировала открытие первой школы Штайнера). Главная мысль этой теории воспитания: дети должны свободно и творчески играть без просмотра телевизора и компьютерных игр, поскольку телевизор и компьютер мешают детям в постижении жизни.

Подробнее о программе

Программа образования по методике Штайнера создает для детей уютную обстановку с домашней атмосферой. Педагоги дают ребятишкам шанс свободно подражать тому, что они видят, уделять время творческой игре. Каждый день в вальдорфских школах новые занятия — рисование/лепка/пение/чтение стихов/выпечка хлеба/театральные спектакли/резьба по дереву и так далее.

Вальдорфские программы нацелены на групповое обучение, а не на индивидуальное. Подобное дошкольное образование не подойдет детям с сильными нарушениями развития.

Программа образования HighScope

Данный подход разработал Дж. Уэйкарт из Мичигана. Это когнитивная учебная программа, основанная на идее совместного обучения детей и взрослых. Она похожа на программу Монтессори мыслью, что дети лучше усваивают материал, когда преследуют собственные интересы. Однако HighScope новее — в отличие от итальянской теории воспитания, американской — лишь четыре десятилетия.

Подробнее о программе

Программа дошкольного образования HighScope предлагает ребенку самостоятельно выбирать и вид деятельности, и непосредственно задание на день. Согласно данному методу, дошкольники должны в той или иной степени овладеть навыками из десяти категорий:

1. Творчество (подражание, ролевые игры и так далее).
2. Язык и грамотность (письмо, говорение, диктовка и так далее).
3. Социальные отношения (решение проблем, выстраивание отношений).
4. Движение (бег, танцы и так далее).
5. Музыка (пение, игра на музыкальных инструментах).
6. Классификация (описание форм, сортировка и сопоставление).
7. Сериация (расстановка по порядку).
8. Числа (счет).
9. Пространство (наполнение и опустошение).
10. Время (начало, конец и последовательность).

Программа образования HighScope отличается тем, что, в отличие от «коллег», она не видит ничего страшного в использовании компьютеров. Наоборот: в данной теории воспитания компьютеры занимают почетное место, поскольку добрая часть обучения проходит как раз за ними. Занятия предполагаются и индивидуальные, и групповые, но самостоятельному изучению материала малышом отводится больше времени.

Эта программа дошкольного образования чудесно подойдет ребенку, который нуждается в персональном внимании, в том числе малышу с задержками в развитии.

Метод Бэнк-стрит

Бэнк-стрит — это колледж в Нью-Йорке, который в 1916 году основала Люси Митчелл. Дошкольное образование по программам, предлагаемым колледжем, ориентировано непосредственно на ребенка. Здесь содействуют всестороннему развитию детей, используют методы для физического, эмоционального, социального и когнитивного роста ребенка. Главная мысль данной теории воспитания: дети — творцы/художники/ученые/экспериментаторы/исследователи.

Подробнее о программе

Программы образования Бэнк-стрит отличаются охватом сразу нескольких предметов и нацеленностью на групповое обучение. Учебный план основан на изучении мира людей, для чего детям предлагается окунуться в историю, политологию, культурную антропологию, географию и экономику. Эти занятия перемежают с занятиями по искусству.

Среди игрушек дети не найдут куклы и машинки, зато здесь полно материалов, дающих простор для творчества: кубики, глина, вода, тесто, кисти и так далее. Такое дошкольное образование подойдет для ребенка, которому не требуется график занятий и который не боится произвольных форм.

Важно. Далеко не каждое дошкольное учреждение использует ту или иную из четырех описанных выше программ. Некоторые комбинируют данные методики, другие придерживаются иных подходов.

Источник: https://mdi-toys.ru/razvitie-vospitanie/all/populyarnye-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-i-chem-oni-otlich/

ООО "МДИ" - производитель самых продаваемых деревянных игрушек в России. Почему наши игрушки так хорошо продаются? Просто посмотрите сами, какие они классные - https://mdi-toys.ru