Найти в Дзене
Оля ведет в театр

Архивное. Я изложу вам

О спектакле "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" Кубы Адылова. "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" по пьесе британского драматурга Тома Стоппарда – первая премьера театрального пространства "Трансформа", сделанная специально для этой площадки. Это независимый спектакль, поставленный режиссером Кубой Адыловым, где одну из главных ролей исполняет худрук "Трансформы" Антуан Дукравец, а роли второго плана – участники творческой группы Laboratory 316, знакомые публике по спектаклю B.O.Q. Написанную больше пятидесяти лет назад пьесу Стоппарда определяют как "Гамлета наизнанку": в этой истории описываются те же события, что у Шекспира, но с позиции эпизодических персонажей классика – друзей принца Датского Розенкранца и Гильденстерна. Розенкранца и Гильденстерна в версии "Трансформы" играют соответственно Ксюша Мукштадт и Антуан Дукравец – актерский дуэт, которому не впервой вместе стоять на сцене. В их биографиях есть вербатим на двоих "Комьюнити", а что еще интереснее – во вселенной Шекспира о

О спектакле "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" Кубы Адылова.

Фото Александра Диденко
Фото Александра Диденко

"Розенкранц и Гильденстерн мертвы" по пьесе британского драматурга Тома Стоппарда – первая премьера театрального пространства "Трансформа", сделанная специально для этой площадки. Это независимый спектакль, поставленный режиссером Кубой Адыловым, где одну из главных ролей исполняет худрук "Трансформы" Антуан Дукравец, а роли второго плана – участники творческой группы Laboratory 316, знакомые публике по спектаклю B.O.Q.

Написанную больше пятидесяти лет назад пьесу Стоппарда определяют как "Гамлета наизнанку": в этой истории описываются те же события, что у Шекспира, но с позиции эпизодических персонажей классика – друзей принца Датского Розенкранца и Гильденстерна.

Фото Александра Диденко
Фото Александра Диденко

Розенкранца и Гильденстерна в версии "Трансформы" играют соответственно Ксюша Мукштадт и Антуан Дукравец – актерский дуэт, которому не впервой вместе стоять на сцене. В их биографиях есть вербатим на двоих "Комьюнити", а что еще интереснее – во вселенной Шекспира они тоже успели посуществовать на пару: играли Офелию и Лаэрта у режиссера Джефффа Черча в спектакле "ЯГамлет" Немецкого театра. И это, кстати, не единственная аллюзия.

Линия Розенкарнца и Гильденстерна в спектакле основательная и тягучая. Существование персонажей в безвременье, парадоксальные диалоги, картинка, в которой мало света, мало цвета, мало энергии – в первые полчаса спектакля режиссер подвергает зрителя испытанию не то скукой, не то ожиданием развития. Развитие наступает, причем в совершенно другой эстетике.

Фото Александра Диденко
Фото Александра Диденко

В первом акте Адылов объединил сразу три эстетики: холодный театр абсурда, в котором существуют заглавные персонажи, традиционный британский театр (сцены, где у Стоппарда появляются основные персонажи "Гамлета", для прочей убедительности сыграны на английском) и новый казахский театр. Последний – вторая большая аллюзия внутри "Розенкранца и Гильденстерна".

Роль персонажа, который у драматурга назван просто Актер, играет Мирас Исаев, и он в этом спектакле – главная звезда. Руководитель бродячей труппы, той самой, что у Шекспира представляет "Убийство Гонзаго", в местной версии – герой остроумный, обаятельный и словоохотливый, причем с Розенкранцем и Гильденстерном он говорит по-русски витиеватыми словами Стоппарда, а с командой "трагиков" - по-казахски и не стесняясь в выражениях.

Фото Александра Диденко
Фото Александра Диденко

Для семерых участников Laboratory 316 бродячая труппа из "Гамлета" - практически автобиография, и Куба Адылов, режиссер в том числе и предыдущего спектакля команды B.O.Q., над этим иронизирует. В "Розенкранце и Гильденстерне" в первой сцене появления бродячего театра демонстрируется узнаваемая афиша, а сами актеры, хоть их персонажи и заметно отличаются от образов из "Геркулеса и Авгиевых конюшен", всячески напоминают о них публике – то словом, то жестом, то пластикой.

Такой новый театр номадов (причем, даже не разделить, речь о героях Стоппарда или о Lab 316), смешной и пестрый, и сцены, где он задействован – в спектакле самые живые. Витальность подчеркивается и работой художника по костюмам: выглядят все эти актеры так, как будто ограбили отдел подростковой одежды в Zara.

Четвертую эстетику постановщик демонстрирует в непродолжительном втором акте. Где у драматурга действие происходит на корабле, там режиссер создает атмосферу ночного клуба, а сама сцена строится на пластике и работе со светом.

Фото Александра Диденко
Фото Александра Диденко

Интересно, как "Розенкранц и Гильденстерн" раскрывает все особенности "Трансформы": действие здесь распространяется на каждый уголок пространства, отчего случается практически ландшафтный театр.

Подиум, лестница, окно в техническое помещение, угол с наклонным потолком, штора, разделяющая фойе и зал – работает абсолютно все, причем это обусловлено логикой действия и никак не кажется нарочитой демонстрацией возможности площадки. Это оставляет действительное ощущение свободы, с которым, вероятно, команда и работала над спектаклем.

Фото Александра Диденко
Фото Александра Диденко

"Розенкранц и Гильденстерн мертвы" - спектакль-фьюжн. В нем есть более и менее яркие стилистики и линии, но соблюден баланс. Адылов - режиссер скорее рациональный, чем наоборот, и большой интерес наблюдать, как при этом он справляется со своими новыми звездами, в которых органика и энергетика ощутимо преобладают над опытом и тренингом. Впрочем, никто не говорит, что это плохо.

Текст был написан специально для Today.kz (18.03.2018)