Найти тему
Живопись

Художник Корзухин Алексей Иванович: вся широта русской души

Их было четырнадцать. Менее полутора десятков "бунтарей", пошедших против Императорской Академии художеств, которые наотрез отказались принимать приниженную роль жанровой живописи относительно «исторических» полотен, и покинули престижнейшее собрание российских живописцев. Так наша Родина, да и весь мир, нежданно-негаданно обогатились великолепными полотнами «передвижников», создавшими вольную артель живописцев.
Корзухин А.И., «Воскресный день», 1884, Харьковский ХМ
Корзухин А.И., «Воскресный день», 1884, Харьковский ХМ
Корзухин А.И., «Девичник», 1889, холст, масло, ГРМ
Корзухин А.И., «Девичник», 1889, холст, масло, ГРМ

Был в числе «бунтарей» и герой нашей сегодняшней статьи, Алексей Иванович Корзухин, обладатель малой золотой медали петербургской Академии художеств, настоящая «звезда» отечественного живописного искусства XIX-го века. Его работы стали настоящим украшением выставок передвижников.

Корзухин А.И., «Петрушка идёт!», 1888, холст, масло, Саратовский ГХМ им. А.Н. Радищева
Корзухин А.И., «Петрушка идёт!», 1888, холст, масло, Саратовский ГХМ им. А.Н. Радищева
Корзухин А.И., «Похороны собаки», 1871, Витебский ХМ
Корзухин А.И., «Похороны собаки», 1871, Витебский ХМ

Яркие, «сочные» тона; великолепная техника; сюжеты — порою разудалые и бесшабашные, а подчас — изумительно трогательные и проникновенные. Мастер посвятил своё выдающееся трудолюбие и огромный талант живописанию быта и нравов как простого русского народа, так и высших сословий; его полотна проникнуты неподдельной любовью, глубочайшим уважением, незлобливой иронией или же искренним восхищением, которые автор без всякого сомнения испытывал к героям своих картин.

Корзухин А.И., «Крестьянские дети»
Корзухин А.И., «Крестьянские дети»
Корзухин А.И., «Разлука», 1872, холст, масло, ГТГ
Корзухин А.И., «Разлука», 1872, холст, масло, ГТГ

Следует оговориться: жанровая специфика подчас играет злые шутки с теми, кто избрал её своим уделом. Утрирование черт персонажей ради придания выразительности их образам; гипертрофированность вменённых им переживаний; стремление к плоской «одномерности» и крайней символизации — всё это способно «уводить» даже самые выдающиеся таланты далеко в сторону от исходного замысла, превращая «жанровика» в «лубочника». И тем ценнее для нас труды Алексея Ивановича, умевшего как никто иной пройти по тонкой грани между импрессией и гротеском, фабулой картины и искусно дополняющими, но не «перетягивающими на себя» зрительское внимание деталями, которыми насыщены его работы.

Корзухин А.И., «Возвращение отца семейства с ярмарки», 1868, холст, масло, ГТГ
Корзухин А.И., «Возвращение отца семейства с ярмарки», 1868, холст, масло, ГТГ
Корзухин А.И., «Надоел»
Корзухин А.И., «Надоел»

Корзухин — не побоимся громкого эпитета — настоящий гений тонкого баланса между почти что фольклорной, сказочной атмосферой картины и точной, остроумной отсылкой к реалиям современной ему эпохи. Он не карикатурист, не фрондёр, и в то же самое время — не благостно — елейный воспеватель некой умозрительной крестьянской пасторали. Он всегда честен со зрителем, не стремясь ни приукрасить крестьянских обносков, ни принизить мудрости во взоре видавшего виды боевого генерала, задумчиво глядящего куда-то мимо нас с портрета кисти Корзухина.

Корзухин А.И., «У краюшки хлеба», 1890, холст, масло
Корзухин А.И., «У краюшки хлеба», 1890, холст, масло
Корзухин А.И., «У краюшки хлеба», 1890, холст, масло
Корзухин А.И., «У краюшки хлеба», 1890, холст, масло

А ещё Алексей Иванович был до невероятия наблюдателен. Пожалуй, мало кому — даже из числа его безоговорочно великих коллег по передвижническому цеху — удавалось так «метко», безошибочно «ухватить» пластику своих персонажей. Напряжённым, едва уловимым отстранённым жестом, выдающим неискренность под маской демонстративной симпатии; или же наоборот — лишней лукавой морщинкой в уголках глаз, таящей внутренний смех, сокрытый за ложной строгостью лица,— художник раскрывает нам истинную подоплёку разворачивающейся пред нами сцены. Этому приёму невозможно научить или научиться: такое мастерство приходит лишь вместе с проникновением в характер, в «душу» своего героя, с глубоким ему сопереживанием. Здесь мало быть виртуозом кисти: следует быть ещё и большим знатоком и ценителем человеческой души. Широкой, русской души, со всеми её укромными, уютными закутками и одновременно — неудержимым «разлётом»; всегдашней её иррациональностью и предвечной мудростью, с асимптотической прямотой натуры при обязательных «семью изгибах за версту».

Корзухин А.И., «Сбор недоимок», 1868
Корзухин А.И., «Сбор недоимок», 1868
Корзухин А.И., «Крестьянские девочки в лесу», 1878, холст, масло, Пермская ГХГ
Корзухин А.И., «Крестьянские девочки в лесу», 1878, холст, масло, Пермская ГХГ

Сегодня труды некогда почти преданного забвению отечественным сообществом любителей живописи мастера экспонируются в лучших музеях страны. Их стоимость на аукционах прямо-таки баснословна, а условный статус «второстепенности», по каким-то непонятным для нас причинам закрепившийся за полотнами Корзухина в советский период, де-факто отменён. Что ж, остаётся только порадоваться некому условному «ренессансу» зрительского интереса к его великому живописному наследию. И вместе с Вами, дорогой читатель, полюбоваться его филигранной техникой и остроумными сюжетами.

Корзухин А.И., «Боярышня», 1882, холст, масло
Корзухин А.И., «Боярышня», 1882, холст, масло
Корзухин А.И., «Птичьи враги», 1887, холст, масло, ГРМ
Корзухин А.И., «Птичьи враги», 1887, холст, масло, ГРМ

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!