А вы любите ходить семьей в цирк?
4 августа мы будем отмечать день рождения Цирка.
В своё время вождь мирового пролетариата важнейшим из искусств наряду с кино признал и цирк. Но это сейчас мы говорим о цирке как об отдельном виде искусства, составляющей культуры, грандиозном шоу с экзотическими зверушками, дорогущими костюмами и технически сложными постановками.
Раньше же —вспомним множество примеров из литературы — цирк воспринимался как зрелище для бедняков, которое демонстрируют такие же неудачники. Изнанка же цирка, его закулисье — так вообще кромешный ужас.
Взять хотя бы «Гуттаперчевого мальчика» Д.В.Григоровича. Воспоминания от прочитанной в детстве повести даже спустя много лет отдаются в душе болью о несправедливой судьбе мальчика. Что уж говорить о цирке господина Ленча из «Записок сиротки» Лидии Чарской, где детей практически воровали, чтобы сделать из них артистов? Но это всё о бродячих заведениях, которые во всех странах существовали издавна.
Первый же стационарный цирк был построен в Лондоне во второй половине восемнадцатого века. Его основателем стал отставной драгун Филипп Эстли (Астлей). Он страстно любил лошадей, на чём и сошёлся со своей супругой, и поначалу открыл школу верховой езды, где демонстрировал своё мастерство.
Почувствовав интерес публики, Эстли строит отдельное здание в уже привычном нам стиле — с круглой ареной. Вскоре трюки на лошадях он стал разбавлять театрализованной реконструкцией исторических сражений. Постепенно вокруг Филиппа собрались дрессировщики, жонглёры, мимы и канатоходцы. И цирк приобрёл тот вид, который знаком нам сегодня.
Спустя несколько лет Эстли открыл почти два десятка цирковых филиалов по всей Европе и стал основателем ещё и цирковой династии.
Те же, из-за кого так любит цирк детвора, клоуны, появились несколько позже. Хотя комические персонажи — шуты, скоморохи — существовали уже столетия, профессией это стало лишь к концу девятнадцатого века.
Так называемые ковёрные клоуны заполняли паузы между номерами других артистов. Эта специализация считается одной из самых сложных, ведь смех зрителей нужно вызвать даже тогда, когда самому совсем не смешно…
Собственно об этом и рассуждает нобелевский лауреат Генрих Бёлль в своём романе «Глазами клоуна».
«Я клоун и собираю мгновения», —
говорит главный герой Ганс Шнир, родившийся в богатой семье, но не принявший её убеждения. Он осознанно становится комическим актёром — именно так официально именуется его должность. Он нищ, но счастлив, ибо свободен от ханжества, навязываемого обществом. Правда, счастье его недолговечно: люди рядом не разделяют понятий клоуна о морали и благочестии, и Ганс вынужден жить среди полнейшего непонимания и осуждения. Он на распутье и не знает, что выбрать, поэтому собирает мгновения. Из мгновений соткана его жизнь, жизни тех, кто его окружает, жизни всех людей.
Собственно, Шнир — не единственный клоун с грустными глазами. Любимый всеми нами Юрий Никулин в автобиографической книге «Почти серьёзно…» рассказывает о совсем не веселых событиях, свидетелем и участником которых был. А это и война, и сложный жизненный выбор чуть ли не каждый день, и непростая эпоха, выпавшая на долю артиста…
О том же размышляют и Примадонна российской эстрады Алла Пугачёва в знаменитой песне «Арлекино», и Владимир Высоцкий, посвятивший «грустному клоуну» стихотворение «Енгибарову — от зрителей».
Да, цирк вызывает противоречивые чувства, и, возможно, поэтому его больше всего любят дети, которые ещё не догадываются о существовании закулисья…