Забудьте Сильверстоун, забудьте Баку, забудьте даже Канаду-2011. Отныне для всякого непосвященного человека знакомство с Формулой-1 должно начинаться отсюда – потому что ничего более насыщенного и непредсказуемого, чем Гран-при Германии 2019 года, в современной истории гонок попросту не было.
Концентрированное безумие, безостановочный экшн сродни всем частям «Джона Уика» вместе взятым – и если вы найдете человека, который останется к этому равнодушен, просто бросьте в него камень, да потяжелее. Но есть один момент: вы вряд ли станете спорить, что спорта в минувшее воскресенье мы почти не увидели.
Это была одна большая рулетка. Причем такая, когда крупье вместе с игроками и столом крутится в гигантской стиральной машине, стоящей в кузове грузовика с отказавшими тормозами, который, кувыркаясь, летит непосредственно в тартарары. Хотя даже эта аллегория мне почему-то кажется недостаточно образной. Короче, в Хоккенхайме все решалось интуицией, везением – и зоной безопасности одного поворота, изменившего ход всего сюжета.
Тут нужно небольшое отступление не про Формулу-1. Несколько лет назад автор этих строк тренировался в гоночной академии Porsche – и дотренировался до красивого, эффектного убора в стену на новеньком 911. Рецепт прост: на мокром треке всего лишь нужно попасть на щедро прорезиненную дрифтерами траекторию – и через пару мгновений ты уже торчишь в заборе, размышляя вовсе не о судьбах Вселенной, а о вещах куда более приземленных. Например, не проще ли провести остаток жизни в бегах, чем потратить ее на возмещение убытков. Кхм, отвлеклись.
В общем, логика нехитрая: пока асфальт сухой, чем больше на нем резины, тем лучше зацеп. Но под дождем все ровно наоборот, причем зацеп становится не просто хуже, а на порядок хуже. А в зоне вылета предпоследнего поворота Хоккенхайма проложен ОЧЕНЬ прорезиненный дрэгстрип, и в мокром состоянии его сцепные свойства находятся где-то между мылом и вазелином. Поэтому нет ничего удивительного в том, что до одной и той же стены долетели и Леклер, и Хэмилтон, и Хюлькенберг – а Сайнс и Райкконен спаслись, кажется, не столько из-за раллийного опыта, сколько из-за чистого везения. Потому что восстановить контроль над машиной и вырулить оттуда просто невозможно. Странно другое: а чего они вообще так дружно туда поперлись?
Ну просто представьте, что там не кусок асфальта, а сразу отбойник: в контексте дрэгстрипа-телепорта разницы по сути нет. И что бы вы тогда сказали про пятерых именитых гонщиков, которые друг за другом ошибаются в одном и том же месте и по идентичным траекториям летят навстречу судьбе? Вот именно – идиоты. Иронично, что все это произошло как раз на фоне разговоров самих гонщиков о возвращении гравийных ловушек и прочих штуковин, которые должны больно наказывать за оплошности – иначе, мол, слишком скучно. Получите-распишитесь: три одинаковых удара, три драматичных истории.
С Льюисом все просто: помпезное празднование 125-летия Мерседеса в автоспорте, ролевые игры с перекраской машин и переодеванием команды, неожиданный подарок от Ferrari в квалификации, все карты на руках – а в итоге «убор» в собственный же мерседесовский баннер, гомерически смешное шоу Бенни Хилла на внезапном пит-стопе, штраф и позорный финиш позади всех, кроме Williams. Лучшего напоминания об усмирении гордыни не придумать.
Впрочем, Хэм вряд ли будет слишком уж сильно переживать из-за ошибки: турнирное положение, знаете ли, как-то не располагает. А вот от боли несчастного Шарля сердца фанатов снова обливались кровью: что за исступленный крик по радио, что за отчаянный взгляд из-под визора… После драматичной квалификации у него была феноменальная скорость, которая уже почти неминуемо вела к верхней ступени пьедестала, но нет.
Упущена третья победа в сезоне, третий шанс разорвать порочный круг для монегаска и его команды – только теперь Леклеру не попенять ни хрупкой технике, ни наглому Ферстаппену. Сам, все сам. Остается надеяться, что восходящая звезда Ferrari не перегорит, и снова повторить: Шарль, твое время придет очень скоро.
А вот Халк, вероятно, лишился самого реального шанса на подиум за всю оставшуюся карьеру: в этом сезоне немец теряется на фоне Рикьярдо, за местами в топ-командах и так очередь из юных дарований, а надежд на перерождение Renault в коллектив высшего эшелона пока маловато. И тут бы разрушить проклятье, подержать в руках заветный кубок – но в решающий момент многоопытному хладнокровному Нико разом отказывают и опыт, и хладнокровие.
Самый смех в том, что юному Ландо Норрису хватило сообразительности проверить зону вылета еще на установочном круге – и понять, что ее стоит избегать любыми способами. Остался на трассе Албон, который вообще ехал свои первые дождевые километры на машине Формулы-1 – и делал это потрясающе. Ни разу не ошиблись Стролл и Джовинацци, от которых этого вполне можно было ожидать, сохранили свои машины Феттель и Квят, над которыми висят грехи Германии’18 и Сингапура’17.
Да и вообще, каждый, кто сумел избежать вылетов и доехать до финиша – уже молодец, как бы странно это ни звучало в контексте 20 лучших пилотов планеты. Прикиньте, если бы в этих условиях все просто взяли бы и проехали стабильно, аки посуху? Нет, дождь мы любим именно за ошибки и непредсказуемость, поэтому разворот Ферстаппена, аварии Переса и Боттаса – это что-то, что в любом случае должно было произойти. И принять три этих разных косяка гораздо проще, чем пять одинаковых, о которых говорилось выше. Тем более, что результат того же Ферстаппена в итоге не изменился.
Надо отметить, что Макс на этот раз не божил, как в дождевой Бразилии 2016 года, а ехал на общем уровне: и старт испортил, и развернулся на сликах – и без подарков от соперников до верхней ступеньки мог бы и не дотянуться. Но ему (как и Феттелю, как и Квяту, как и Строллу, как и вообще всем преуспевшим в этой гонке) нечего стыдиться: удержался на трассе, не наделал глупостей – получи сладкий приз. Рискнул с тактикой и угадал – вообще шикарно, ты герой этапа и звезда заголовков.
Это уже про Даню, и здесь нужна ремарка. Я, как и вы, орал от восторга, когда он затащил Toro Rosso на подиум – впервые со времен Феттеля, впервые для самого себя после Китая’16, впервые, наконец, с прошлогоднего Баку, когда в тройку лидеров последний раз пробивался представитель Формулы-1,5. И глупо отрицать, что Квят провел уверенную, расчетливую гонку, в нужные моменты порадовав и обменом лучшими кругами с Ферстаппеном, и бодрым обгоном Стролла (которого Боттас проходил с куда большим скрипом), и мудрым непротивлением Себастьяну.
Было ли это выступление гениальным? Если смотреть правде в глаза, то Алекс Албон всю дистанцию ехал выше и быстрее уфимца, а не рискнул с ранним переходом на слики лишь потому, что ему было, чем рисковать. А Дане и тому же Строллу не было. Ставка сыграла, джекпот упал ребятам в руки, и все, что они должны были сделать (и сделали) – это его не просрать. Тоже ведь достижение на фоне убравшейся половины пелотона, м? Россиянин делает в этом сезоне то, чего мы раньше в его исполнении не видели: методично реализует все шансы, берет результат за результатом, а главное – кажется, он наконец помирился с Удачей. Но прыжков через голову именно в плане пилотажа россиянин пока не демонстрирует, и это очень важно понимать, чтобы потом не было мучительно больно.
Вместе с тем, прошедшая гонка в любом случае окажется для Квята переломной. Подиум – это не автоматическое продвижение на место бессмысленного Гасли, о котором даже нечего говорить. Это безумно высокая планка, до которой теперь надо регулярно дотягиваться если не по позициям, то по оценкам экспертов, болельщиков и Хельмута Марко. Думаете, скорый на расправу австриец чисто из сентиментальности не меняет Пьера на Даню посреди сезона? Да он бы глазом не моргнув (извините) избавился от француза, если бы имел стопроцентно крутую замену. Но ее пока нет, а есть хороший русский парень с большим потенциалом, который на этот раз надо подтвердить просто железобетонно. И только потом претендовать на повышение, чтобы не вышло, как тогда.
Окрылит все это Квята или, наоборот, подведет под новый прессинг – пока непонятно, поэтому давайте просто праздновать. Счастливый муж и отец, спокойный и уверенный гонщик, человек, который прошел через психологическую и карьерную мясорубку, достиг катарсиса. И вся история с его возвращением в Формулу-1 только что обрела смысл, заметный всей планете. Всей, а не только, например, Польше.
О внезапном десятом месте Кубицы трудно говорить без сарказма, но удержаться непременно надо. Потому что сам Роберт в этом результате «не виноват»: не он заставлял Джорджа Рассела ошибиться, не он подначивал инженеров Alfa Romeo включить своим пилотам трекшн-контроль на старте и подвести их под дисквалификацию. Поляку просто повезло, за него можно и нужно порадоваться, но катастрофическую ситуацию с формой Williams и самого Кубицы это никак не отменяет.
И столь же наивно говорить об исправлении Феттеля, хотя прорыв с двадцатого на второе без тактической лотереи – это безусловно мощно. Собственно, Себ вполне мог бы и выиграть, если бы в середине гонки не засиделся за Райкконеном – скорости вполне хватало. Но это никак не отменяет ни его собственных косяков, ни чудовищной командной работы: убить обе машины в квалификации, которая должна была заканчиваться уверенным первым рядом – так умеет только Ferrari. И что-то подсказывает, что сказку о разбазаренных шансах мы увидим не раз и не два.
И вообще, главной угрозой для Mercedes потихоньку становится Макс Ферстаппен: вдумайтесь, он выиграл две из трех последних гонок и вот-вот дотянется до Боттаса в личном зачете! А с учетом того, что машины Red Bull в Венгрии традиционно быстры, есть вероятность зарождения новой интриги: не чемпионского уровня, конечно, но хоть какой-то. Хотя еще важнее будет просто увидеть еще одну классную гонку, удостовериться, что с Формулой-1 все в порядке – и благостно уйти на летний перерыв. Осталось чуть-чуть.