Найти в Дзене
Павел Яковенко

Борьба за алименты: и нашим, и вашим.

Если во времена Булгакова москвичей испортил квартирный вопрос, то сейчас россиян испортил вопрос алиментный. Например, по итогам 2017 года задолженность по алиментам в России находилась в районе ста миллиардов рублей, и касалась около семи миллионов граждан.

С бытовой точки зрения ситуация, мягко говоря, непростая. Мужчины – от самых простых до самых известных – массово уклоняются от уплаты алиментов, чаще всего искусственно занижая свои доходы, или вовсе их не показывая.

Да, против этого есть статья 83 Семейного кодекса РФ. Там сказано, что суд вправе определить фиксированный размер алиментов:

- если отсутствует соглашение родителей об уплате алиментов;

- если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок или иной доход;

- в других случаях, когда взыскание алиментов в долевом отношении к заработку или иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон.

Но тогда мужчина, полагая, что размер этих алиментов для него непосилен, зачастую просто пускается в бега. Порой бывшая жена в буквальном смысле слова остаётся без средств к существованию. Какая уж тут стимуляция к деторождению, если родив всего двух детей, и потеряв мужа, можно пойти по миру?

Однако если мужчина добросовестно выплачивает алименты, недовольными становятся другие женщины - новые жёны бывших мужей, если у них самих появляются дети. Претензия простая: «Мои дети ничем не хуже, чем её. Почему мой муж должен больше давать тем детям, чем моим»?

В настоящее время против алиментщиков применяют три популярных средства принуждения:

- ограничение на выезд из страны;

- лишение прав на управление автомобилем;

- арест имущества должника.

За границу ездят далеко не все. Лишение прав – вещь обоюдоострая: бывший муж может просто лишиться возможности зарабатывать – о каких алиментах тогда вообще идёт речь? Имущество для начала нужно найти; а его может и не быть, что чаще всего и случается.

В свою очередь, мужчины – алиментщики выдвигают встречные претензии, суть которых примерно сводится к следующему. Жена разрушила наш брак; не даёт встречаться с ребёнком, тратит деньги не на ребёнка, а на себя. А если бывший муж уверен, что бывшая благоверная тратит деньги на себя и на своего нового мужчину, то в этом случае рассчитывать на добровольную уплату достойных алиментов вообще нереально. Такие мужчины уверяют, что готовы давать деньги напрямую ребёнку. Лукавят или нет – проверить нельзя: пока ребёнок несовершеннолетний, это в принципе невозможно.

Однако, справедливости ради, разве нет случаев, когда ребёнок появляется на свет исключительно в надежде матери на крупные алименты? Есть, причём в последнее время такие случаи встречаются всё чаще и чаще.

Есть ли возможность разрубить этот «гордиев узел» одним ударом? Да конечно же есть! И очень странно, почему никто из законодателей до сих пор серьёзно не выдвинул такого предложения.

Это создание Государственного Алиментного Фонда.

Есть же у нас и Федеральный социальный фонд, и Федеральный фонд медицинского страхования, не говоря уже о пенсионном. Почему нельзя учредить алиментный? Алименты будут стекаться в общий фонд, а средства из этого фонда равномерно выделяться детям в сумме, установленной государством. Она будет одинаковой для всех детей без исключения.

Сбор средств в фонд можно передать налоговикам. Как они умеют выбивать долги, знают все – недаром сбор взносов в ПФР, и ФСС России и ФФОМС не так давно передали обратно в налоговую службу.

Суд после развода передаёт информацию налоговикам, те вносят алиментщика в реестр, а дальше чиновники контролируют процесс сбора денег.

Конечно, у этой идеи есть как плюсы, так и минусы. Однако, на мой взгляд, плюсов всё-таки больше.

Во-первых, у всех женщин будет гарантия получения средств на содержание детей, независимо от того, как ведёт себя в этом отношении бывший супруг. Им будут заниматься компетентные органы, но удачно они будут это делать, или не очень – женщину волновать не будет.

Во-вторых, схема «залёт – развод – сладкая жизнь на алименты» исчезает как дым. Если условный футболист – хоккеист – актёр будет сдавать алименты в общий фонд, и его средства будут распределяться там среди выплат другим детям, то места для корыстных замыслов просто не остаётся. (А если хотите, чтобы деньги отца тратились только на его собственного ребёнка, то не нужно разводиться)!

И ссориться после развода тоже не нужно! Ведь даже если отец перечислит алименты в общий фонд, то никто же не мешает ему материально поддерживать своего ребёнка из оставшихся средств. Отомрёт такая неприятная ситуация как «манипулирование ребёнком». Ведь чтобы стимулировать отца на внеалиментную поддержку, нужно, чтобы он хотя бы имел возможность со своим ребёнком встречаться!

Государство, в целях укрепления народной нравственности, ещё могло бы установить контроль над расходованием алиментов. Службы, которые могли бы это сделать, у нас в стране есть. И мужчины будут уверены, что их деньги тратятся именно на детей, а не на что-то иное.

Самый, возможно, спорный момент состоит в том, что сумма алиментов, перечисляемая в фонд, будет от каждого алиментщика разная, а выплаты из фонда женщинам, (или мужчинам – у нас же равноправие?), одинаковые.

С другой стороны, система, при которой размер алиментов на ребёнка прямо зависит от суммы доходов его отца (или матери), действует сейчас. И работает, как видим, плохо. Иначе и проблемы не было бы.

Возможны ли злоупотребления? Да, конечно.

Если сумма алиментных выплат из фонда будет превышать доходы мужа, то есть смысл фиктивно развестись. Ну и что? Такими случаями должны заниматься компетентные органы, которых у нас много.

Может ли богатый муж шантажировать бедную жену гарантированным снижением уровня жизни после развода? Конечно, может. Но ведь и замуж нужно выходить не за «кошелёк», а руководствуясь душевными качествами избранника. Не правда ли?

Да и вообще, строго говоря, на всех не угодишь, а идея просто лежит на поверхности. Интересно, почему она не находит отклика у законодателей?