Найти тему
Саша Вейер

Артикуляционная гимнастика для малышей

Артикуляционная гимнастика - важная часть логопедического занятия.

С ее помощью возможно не только развить мышцы губ и языка, но и подготовить артикуляционный аппарат к произношению сложных звуков. Чем чаще и четче ребенок выполняет артикуляционную гимнастику, тем выше вероятность четкого и внятного произношения.

Итак, артикуляционную гимнастику следует выполнять раз в день, продолжительностью 5-6 минут. Необходимо включать статические и динамические упражнения для языка и для губ.

Существуют комплексы упражнений для определенных звуков, но мы рассмотрим общеукрепляющие упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

1. «Заборчик».

Губы растянуты (улыбка), зубы видны.  Удерживать губы в та­ком положении следует под счет до 5, затем пару секунд перерыв. Повторять 3 раза.

2. «Окошко».

Губы вытянуты в виде трубочки вперед, зубы разомкнуты. Удерживать губы в таком положении следует под счет до 5, затем делать небольшой перерыв в пару секунд. Повторить 3 раза.

-2

3. "Улыбка".

Необходимо растянуть губы в улыбке (зубы при этом не видны) и удерживать в таком положении под счет до 5, после чего сделать непродолжительный перерыв. Повторять 3 раза.

4. "Заборчик-улыбка".

Чередовать артикуляционные положения 5-6 раз.

5. "Заборчик-окошко".

Чередовать артикуляционные положения 5-6 раз.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1. "Лопаточка".

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не подрагивал. В случае дополнительных движений языка необходимо постучать по нему губами, говоря при этом звук "ПЯ" - упражнение "непослушный язычок". Удерживать под счет до 5, затем повторить 3 раза, соблюдая непродолжительную паузу.

-3

2. "Иголочка".

Вытянуть язык как можно дальше, при этом кончик языка должен стать узким и тонким. Удерживать под счет до 5, повторить 3 раза.

3. "Чашечка".

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо­ковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 5. Выполнять 3 раза.

4. "Орешек".

Губы сомкнуты, язык делает круго­вые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Ско­рость движения языка можно менять.

-4

5. "Качели".

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зу­бы. Выполнять 15-20 раз.

-5