Не считал себя художником и Леонардо да Винчи – другой «творческий гений» эпохи Возрождения. Когда Леонардо въезжал во Францию по приглашению короля Франциска I, то указал себя лишь как «инженера, мастера по устроению фонтанов». Ни о каких других занятиях (искусством ли, живописью) не было и речи. С чем это было связано?
Последние столетия именно живопись признавалась «важнейшей из всех искусств». Квинтэссенцией искусства как такового. Недаром и в русском языке слово «художник» в первую очередь означает сейчас именно «живописца». Даже современное кино является в определенном смысле только «ожившими картинками», т.е. живописью.
Но так было далеко не всегда. Символическое возвышение живописи началось только на исходе эпохи Возрождения и связано с именем Джорджо Вазари.
Значение Дж. Вазари для истории искусства трудно переоценить. И не только потому, что он дружил с Микеланджело и сам был хорошим художником.
Причиной известности Дж. Вазари, конечно, выступает его книга ««Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (итал. «Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), которую читатели впервые увидели в 1550 году. В ней автор рассказывает не только о художниках, но и прямым образом создает «новую систему искусства», которая просуществует до сегодняшних дней.
Наши представления о художниках как носителях «индивидуальной творческой манеры» и выдающихся «творческих личностях». Концепция «уникальной и неповторимой личности», «гениального творца» как основы подлинного искусства. Все это является заслугой Дж. Вазари и свой исток находит в его сочинении.
Книга Дж. Вазари посвящена биографиям художников, многие из которых занимались живописью (но не только и не столько ею). А потом произойдет чудесный текстуальный эффект, который перевернет старое восприятие системы искусства. В результате косвенной (непрямой) референции рассказы о живописцах превратятся в повествование уже о самой живописи. Вот так и возникнет представление о новом виде искусства – живописи!
История восхождения живописи в престижный мир «настоящего искусства» займет значительное количество времени. И даже в эпоху Микеланджело (и написавшего о нем книгу Дж. Вазари) живопись, как и скульптура, все еще считалась «подчиненным искусством» по отношению к архитектуре. Сравним, например, отношение Дж. Вазари к Микеланджело и Леонардо да Винчи.
Сначала обратим внимание на титуларий обоих «гениев» у Дж. Вазари. Первый будет представлен как «Микеланджело, живописец, скульптор и архитектор флорентийский». Тогда как второй выступает в качестве «Леонардо, живописец и скульптор флорентийский».
Сегодня мы воспринимаем Микеланджело как «гениального скульптора», а Леонардо да Винчи как «гениального живописца». Но для Дж. Вазари они не были – ни тем, ни другим.
Так, признавая за Леонардо выдающиеся способности в живописи, Дж. Вазари предпочитает писать о нем и вовсе как о «инженере», способном удивить публику «механическими безделицами». Таким видел себя и сам Леонардо да Винчи (вспомним, как он называл себя во Франции «мастером фонтанов»).
Что касается Микеланджело, то он является архитектором. И это его определяющая характеристика. Да, Микеланджело считал себя архитектором, а вовсе не каким-то там «художником»! Будь то скульптором или живописцем – совершенно неважно!
Архитектура понималась тогда только в качестве научной дисциплины, подраздела математики. Ведь главным в любом здании являются конструкции, ими-то и занимается архитектор. Что касается живописи и скульптуры, то это всего лишь декоративное убранство для здания (украшательство, художество). Это лишь необязательные и вторичные элементы, которых вполне может и не быть. Конструкции – вот что имеет настоящее значение!
Итак, Микеланджело считал себя архитектором, а не живописцем и скульптором. Микеланджело считал себя архитектором-ученым, а не художником.
Пожалуйста, поддержите публикацию лайком! Большое спасибо!