Найти тему

Почему Микеланджело говорил, что не является художником?

Не считал себя художником и Леонардо да Винчи – другой «творческий гений» эпохи Возрождения. Когда Леонардо въезжал во Францию по приглашению короля Франциска I, то указал себя лишь как «инженера, мастера по устроению фонтанов». Ни о каких других занятиях (искусством ли, живописью) не было и речи. С чем это было связано?

Микеланджело Буонарроти на портрете Даниэле да Вольтерра (1544 год)
Микеланджело Буонарроти на портрете Даниэле да Вольтерра (1544 год)

Последние столетия именно живопись признавалась «важнейшей из всех искусств». Квинтэссенцией искусства как такового. Недаром и в русском языке слово «художник» в первую очередь означает сейчас именно «живописца». Даже современное кино является в определенном смысле только «ожившими картинками», т.е. живописью.

Но так было далеко не всегда. Символическое возвышение живописи началось только на исходе эпохи Возрождения и связано с именем Джорджо Вазари.

Значение Дж. Вазари для истории искусства трудно переоценить. И не только потому, что он дружил с Микеланджело и сам был хорошим художником.

Гробница папы Юлия II в Риме (Работа Микеланджело, 1545 год)
Гробница папы Юлия II в Риме (Работа Микеланджело, 1545 год)

Причиной известности Дж. Вазари, конечно, выступает его книга ««Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (итал. «Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), которую читатели впервые увидели в 1550 году. В ней автор рассказывает не только о художниках, но и прямым образом создает «новую систему искусства», которая просуществует до сегодняшних дней.

Наши представления о художниках как носителях «индивидуальной творческой манеры» и выдающихся «творческих личностях». Концепция «уникальной и неповторимой личности», «гениального творца» как основы подлинного искусства. Все это является заслугой Дж. Вазари и свой исток находит в его сочинении.

Книга Дж. Вазари посвящена биографиям художников, многие из которых занимались живописью (но не только и не столько ею). А потом произойдет чудесный текстуальный эффект, который перевернет старое восприятие системы искусства. В результате косвенной (непрямой) референции рассказы о живописцах превратятся в повествование уже о самой живописи. Вот так и возникнет представление о новом виде искусства – живописи!

Дворец сенаторов (Мэрия Рима) по проекту Микеланджело
Дворец сенаторов (Мэрия Рима) по проекту Микеланджело

История восхождения живописи в престижный мир «настоящего искусства» займет значительное количество времени. И даже в эпоху Микеланджело (и написавшего о нем книгу Дж. Вазари) живопись, как и скульптура, все еще считалась «подчиненным искусством» по отношению к архитектуре. Сравним, например, отношение Дж. Вазари к Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Сначала обратим внимание на титуларий обоих «гениев» у Дж. Вазари. Первый будет представлен как «Микеланджело, живописец, скульптор и архитектор флорентийский». Тогда как второй выступает в качестве «Леонардо, живописец и скульптор флорентийский».

Собор Святого Петра (Микеланджело занимался его строительством почти 20 лет)
Собор Святого Петра (Микеланджело занимался его строительством почти 20 лет)

Сегодня мы воспринимаем Микеланджело как «гениального скульптора», а Леонардо да Винчи как «гениального живописца». Но для Дж. Вазари они не были – ни тем, ни другим.

Так, признавая за Леонардо выдающиеся способности в живописи, Дж. Вазари предпочитает писать о нем и вовсе как о «инженере», способном удивить публику «механическими безделицами». Таким видел себя и сам Леонардо да Винчи (вспомним, как он называл себя во Франции «мастером фонтанов»).

Что касается Микеланджело, то он является архитектором. И это его определяющая характеристика. Да, Микеланджело считал себя архитектором, а вовсе не каким-то там «художником»! Будь то скульптором или живописцем – совершенно неважно!

Купол Собора святого Петра (вид снаружи, вид изнутри)
Купол Собора святого Петра (вид снаружи, вид изнутри)

Архитектура понималась тогда только в качестве научной дисциплины, подраздела математики. Ведь главным в любом здании являются конструкции, ими-то и занимается архитектор. Что касается живописи и скульптуры, то это всего лишь декоративное убранство для здания (украшательство, художество). Это лишь необязательные и вторичные элементы, которых вполне может и не быть. Конструкции – вот что имеет настоящее значение!

Итак, Микеланджело считал себя архитектором, а не живописцем и скульптором. Микеланджело считал себя архитектором-ученым, а не художником.

Пожалуйста, поддержите публикацию лайком! Большое спасибо!