Найти тему

"Не надо сравнивать нас с Genesis! Мы хотим стать новыми King Crimson!"

Интервью с Аланом Морзом (Alan Morse – Spock’s Beard) для журнала “PLAY”, июль 2003

Считается, что музыкант, исполняющий прогрессивый или арт-рок, просто обязан быть серьезен до неразумной мрачности. Но жизнь опровергает подобные домыслы, в том числе и интервью с одним из братьев-основателей калифорнийской ретро-проговой сенсации, обратившейся ныне в квинтет группы Spock's Beard, гитаристом Аланом Морзом. Благо новый CD группы "Feel Euphoria" стал свидетельством изрядных перемен в ее звучании – и приятных не для всякого музыканта вопросов накопилось предостаточно. Но, отвечая на них, Алан был вовсе не мрачен, а, напротив, весел.

PLAY: Не секрет, что новый альбом Spock's Beard "Feel Euphoria" очень отличается по звучанию от предыдущих работ группы. Так в чем же заключается разница между "старой" и "новой" Spock's Beard с твоей точки зрения?

Алан Морз: Все и так знают, что у нас новый вокалист, он же барабанщик с момента создания группы – Ник Д'Вирджилио (Nick D’Virgilio). А раз у нас изменился состав, то есть из неё ушел мой брат Нил (Neal Morse), то и с композиторской точки зрения произошли серьезные перемены. Скажу так – наш новый альбом стал нашей первой работой, где материал создавался действительно сообща, а не отдельными э-э-э…, творческими единицами внутри группы. Вот такая разница. Ну и звучание, конечно, новое – я называю его "прогресивным радио-роком". Если конечно, найдется такая радиостанция, что будет крутить наши песни, ха-ха!

PLAY: В любом случае "Feel Euphoria" демонстрирует сочетание старого стиля группы и новых для вас музыкальных решений. Было ли подобное сочетание предварительным замыслом, или оно состоялось произвольно во время студийной работы над альбомом?

АМ: Мы совершенно осознанно хотели записать альбом, который звучал бы несколько по-другому, нежели его предшественники. Мы хотели дать больше свободы гитарному звуку, чтобы у нас получилась в каком-то смысле более хард-роковый альбом. Вот я, как гитарист, писал много материала вдвоем с Ником, и, в общем-то, результат слышен всем. Так что мы планировали подобный звук заранее и очень довольны конечным результатом.

PLAY: Я полагаю, что современный Spock's Beard имеет даже гораздо больше общего с проектами вроде Platypus или The Jelly Jam нежели с теми Spock's Beard, к чьему звуку мы уже привыкли…

АМ: О, боже, что за группы ты называешь – я их альбомы даже не слышал! На это я могу сказать одно: новое звучание нашей группы – следствие усилившегося гитарного звучания, и я, как гитарист, очень рад этому, ха-ха!

PLAY: Но, с другой стороны, "Feel Euphoria" очень хорош и силен своими балладами в духе Kansas или Genesis…

АМ: Ну, не все ж мрачные и тяжелые песни писать… Я уверен, что у любой группы, в каком бы стиле она не играла, должна быть и своя лирическая сторона – ведь это здорово помогает твоему промоушну. Авось такие номера попадут на радио… А у нас баллады всегда получались вполне приличные, и мы не видели причин отказываться от них и сейчас.

PLAY: "Feel Euphoria" имеет немало общего с Genesis второй половины 70-х, и не только потому, что у вас в составе теперь есть поющий барабанщик. Вы и впрямь хотели звучать как Genesis, или это чистая случайность?

АМ: Не от тебя первого слышу подобные сравнения, но мы же не хотели вот так буквально стать похожими на Genesis! У нашей группы своя история, у Genesis – своя. Так что случившееся совпадение нашей биографии с историей Genesis – парадоксальная случайность, и не более того.

-2

PLAY: Как известно, ваш барабанщик Ник Д'Вирджилио и клавишник Рюо Окумото (Ryo Okumoto) уже имеют на своем счету сольные альбомы. А планируют ли другие музыканты заниматься творчеством за пределами группы?

АМ: Безусловно! Я, например, уже давно коплю материал для собственного сольника, но когда и с кем я его буду записывать – на этот вопрос я ответить не смогу. Знаю, что и наш басист Дэйв Мерос (Dave Meros) тоже хочет записывать сольный CD. Что же касается Рюо и Ника, то об их планах мне ничего не известно. Да Нику, например, над подобным альбомом трудиться просто некогда – он слишком занят работой и со Spock's Beard, и с массой других рок-проектов, и с джазовым биг-бэндом. Да и всем остальным музыкантам группы в силу загруженности ее делами в общем-то не до сольных работ!

PLAY: Лидер Dream Theater Майк Портной (Mike Portnoy) как-то сравнил Spock's Beard с Genesis, а с какой великой прог-роковой группой былого сравнил бы ты свой состав?

АМ: Ха-ха! После той фразы Майка нас все сравнивают с Genesis, и мне это уже несколько надоело! Не надо сравнивать нас с Genesis, ведь мы хотим стать новыми King Crimson! И вот почему – они играли очень разнообразную музыку, меняя, правда, составы. Вот и по крайней мере мы с Дэйвом стремимся превратить Spock's Beard в новый King Crimson в смысле музыкальном, только состав не перетряхивая.

PLAY: Традиционно: какой альбом за всю историю стиля ты считаешь своей любимой арт- или прог-роковой работой?

АМ: Сложный вопрос… Я мог бы назвать любой арт-роковый альбом 70-х, но если подумать получше, то это окажется альбом "Octopus" Gentle Giant (1972) и три работы King Crimson – "Larks' Tongues In Aspic" (1973), "Starless And Bible Black" (1974) и "Red" (1974).

PLAY: Стоит задать аналогичный вопрос и о гитаристах…

АМ: Тут тоже трудно выбирать – за всю историю рок-музыки в ней было немало прекрасных гитаристов, но если назвать одно имя, то это будет странный выбор для музыканта, исполняющего прогрессив-рок: Джими Хендрикс (Jimi Hendrix).

PLAY: Что для тебя значит быть прог-рокером?

АМ: Прежде всего это значит ложиться спать под утро, потому что после того, как ты пришел с репетиции, твою голову посещает очередная гениальная идея, которую надо не только записать на порто-студии, но и обязательно продемонстрировать по телефону коллегам по группе, ха-ха! А еще нужно придумывать такой музыкальный материал, такие тексты и названия пьес, чтобы они оказывались интересны не только тебе самому и твоей группе, но и поклонникам прог-рока во всем мире. И, конечно, репетировать, репетировать и репетировать! Музыка-то у нас сложная, ха-ха!

PLAY: И, вопрос, которого музыкантам Spock's Beard никогда не удастся избежать: как вам пришло в голову назваться подобным образом? Ведь по этому поводу чего только не пишут…

АМ: А, вот тебе самая правдивая история о нашем имени: мы назвались так в честь персонажа из телесериала "Star Trek" по имени Спок! Он там был единственным действующим лицом с бородой. Можешь считать, что мы назвались в честь его бороды… Да мы это название придумали прям перед нашим первым концертом, потому что группа вообще без названия – это еще хуже, чем группа с дурацким названием!

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •