Молчанова Татьяна Васильевна
Учитель математики Муниципальной общеобразовательной организации «Харцызская средняя школа № 22»
ПО ТУ СТОРОНУ КОМПЬЮТЕРА
или перспективы дистанционного образования.
Аннотация.
Автор рассуждает о достоинствах и недостатках дистанционного обучения, которые обнаружила на собственном опыте и анализирует перспективы его применения в современной школе.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные и цифровые технологии, платформа moodle, интернет ресурсы.
Давайте поговорим о перспективах дистанционного образования. Новое детище компьютерных и информационных технологий подросло настолько, что ему пришло время пойти в школу. Хорошо это или плохо? Встречать ли его с распростёртыми объятиями или захлопнуть перед его носом двери учебного заведения? Каждому предстоит самостоятельно ответить на эти вопросы. Но всё-таки рискну поделиться своими соображениями, возникшими после личного опыта внедрения дистанционного образования.
Для начала хочу вслед за Белинским задать читателям вопрос: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?» Наверное, сейчас большинство недоумевает, какое отношение имеет театр к заявленной теме. Не буду торопиться развеивать недоумение публики, сохранив интригу до логически обоснованного момента. Просто прошу каждого из вас решить для себя, любите ли вы театр или нет. И чем, собственно говоря, театр отличается от кино и телевидения?
А теперь перейдём непосредственно к теме статьи – дистанционному образованию. В первый раз я лично столкнулась с данным видом обучения на курсах повышения квалификации при Донецком Областном Институте Последипломного Педагогического Образования.
Известие о том, что мне предстоит пройти полугодичные очно-дистанционные курсы, в начале повергло меня в шок. Я, как и большинство моих коллег, мечтала о двухнедельных занятиях, причём, желательно, чтобы преподаватели приезжали к нам в город, и мне не приходилось ездить в институт. Один раз в моей жизни случилась именно такая комфортная курсовая переподготовка и она, в каком-то смысле разбаловала меня.
А здесь – занятия будут длиться целых полгода, постоянно придётся выполнять какие-то контрольные работы, да ещё и в перерыве между подготовкой и проведением уроков в школе. Бывалые коллеги пугают. Воображение рисует угрожающие картины. Память подсовывает сюжеты напряжённой сдачи экзаменов в школе и университете. Самолюбие возмущается: «Мне – дипломированному специалисту, снова влезть в шкуру ученика?!»
Ехала на занятия с изрядным багажом сомнений и опасений. По началу, они не замедлили оправдаться. Знакомство с платформой moodle не оказалось лёгким. Особенно для курсантов пожилого возраста. Трогательно и щемяще грустно было наблюдать за тем, как опытные учителя математики преклонных лет дрожащими пальцами тыкали в клавиши, замирая от ужаса после каждого клика мышкой, и загипнотизировано смотрели в возникающие на экране окна. Что поделать? Люди старшего поколения в большинстве своём с трудом овладевают новой техникой. Говорю это без сарказма или язвительности – я прекрасно понимаю их и сочувствую от всей души.
Что скрывать – и мне самой на первых порах, было сложновато. Особенно мешала невозможность задать интересующий вопрос преподавателю, уточнить непонятные моменты лекции или критерии оценивания практической работы.
Нет, теоретически платформа moodle обеспечивает двухстороннюю связь преподавателя и курсантов. В каждом блоке выделены ресурсы для консультации с лектором. Однако на практике оказывается, что каждый из преподавателей работает на нескольких курсах одновременно и имеет очень большое количество слушателей. Соответственно он не в состоянии каждый день оперативно отвечать на вопросы курсантов и нужная информация либо вообще не доходит до вопрошающего, либо появляется уже тогда, когда в ней отпадает необходимость.
Но это – детали. В целом, для работы со взрослыми, образованными людьми дистанционное образование вполне оправдывает себя. Отмечу те особенности, которые стали плюсами лично для меня.
Во-первых, это работа в темпе, который удобен для каждого конкретного человека, и в те промежутки времени, которые оказываются для этого пригодными. Отсутствует жёсткая привязка к срокам и скорости изложения и усвоения материала.
Во-вторых, нет необходимости постоянно ездить в институт, тратить деньги, время, физические силы на дорогу. Для меня, тяжёлой на подъём, это оказалось важным.
В-третьих, формы работы на платформе достаточно разнообразны. Преподаватели всегда производили оценивание оперативно и, зачастую находили в себе силы не только поставить, оценку, но и прокомментировать работу, поддержать, похвалить.
В-четвёртых, в процессе обучения у многих курсантов возник некий азарт и желание выполнить очередную работу как можно лучше. Не знаю, явился ли причиной личный дневник оценок, расположенный на страничке платформы, или ответы курсантов на вопросы в рамках дискуссий, или реакция преподавателей на работы слушателей, или просто сработал комплекс отличницы, но во время курсов я вспомнила, что, оказывается, люблю учиться.
Признаюсь, что первое время после прохождения курсов мне даже чего-то не хватало. Так что, если кто-то ещё не проходил курсовую переподготовку в дистанционном режиме и очень боится этого – расслабьтесь. Всё вполне реально и выполнимо. Да, сначала придётся приложить усилия, чтобы адаптироваться к новым формам работы. Но, потом, возможно, вы испытаете своеобразное удовольствие от занятий. Кроме того, вспомните изречение Ницше – мудрость военной школы, то есть жизни: «То, что меня не убьёт, сделает меня сильнее». А дистанционные курсы, к счастью, ещё никого не убили.
Но, хватит о курсовой переподготовке. Ведь не она – истинный объект моих размышлений, а то, какие перспективы имеет дистанционное образование в обычной общеобразовательной школе.
Первую неделю после зимних каникул в нашем городе объявили неделей дистанционного обучения. В разных школах к этой форме работы подошли по-разному. А на сайте нашей школы была установлена всё та же платформа moodle. Для каждого предмета была открыта специальная страничка, которую учителя должны были заполнить соответствующими ресурсами.
Я оказалась в роли Алисы, попавшей в Зазеркалье. Теперь я участвовала в организации и осуществлении работы платформы, находясь, так сказать, по другую сторону зеркала.
Скажу сразу, мне было интересно. Я обнаружила много возможностей для творчества – написание тестов, организация опросов и дискуссий, проектная деятельность.
Оформляя свои уроки на платформе, я обязательно писала лекцию по теоретическому материалу, так как наши учебники, к сожалению, далеки от совершенства. Главный их минус в том, что в погоне за научностью, авторы зачастую забывают о возрасте аудитории, для которой пишут. В результате дети, самостоятельно читая книгу, не понимают половину слов. К тому же не во всех учебниках достаточное количество разобранных типичных примеров и задач. Тем более я не говорю об образцах оформления решения.
Итак, я писала лекцию, находила в интернете мультимедийную презентацию или дидактическую игру, подходящую по теме, перерабатывала её, так как не бывает материала, идеально подходящего вашим целям и содержанию данного конкретного урока в данном конкретном классе. Авторство презентации я, конечно, сохраняла, выкладывая её под именем реального создателя. Так же я старалась найти видео урок по теме, рассчитанный на учеников данной возрастной группы и оставляла ссылку на этот интернет-ресурс. Затем я составляла и набирала проверочный или тренировочный тест, оформляла требования к домашнему заданию и критерии оценивания.
В итоге, как вы уже поняли, я тратила очень много времени на подготовку одного единственного урока. Это – главный минус данной формы работы. Ведь, если на создание обычного рядового урока, каких всё-таки должно быть 70% учитель тратит от 45 минут до часу, то на подготовку простейшего занятия в дистанционном режиме мне приходилось тратить 4-5 часов. И это ещё с учётом того, что я не составляла презентации сама, а использовала готовые, возможно, нарушая при этом авторское право людей, создавших данный продукт.
Поэтому я вполне понимаю и не осуждаю тех моих коллег, которые восприняли данную форму работы «в штыки». Ведь зачастую учитель должен провести от трёх до пяти разных уроков в день. Возникает вопрос о том, как успеть их подготовить.
Вторая проблема, с которой я столкнулась в данном процессе. К моему удивлению оказалось, что даже многие родители, искренне старающиеся помочь своим детям с усвоением материала и выполнением домашних заданий, не умеют создать текстовый документ. Тем более это можно сказать и самих учениках.
Кто-то может возразить, что современное поколение детей гораздо больше нас, взрослых, знает о компьютерах. Частично это правда. Но не будем преувеличивать. Ведь чаще всего действия за компьютером у наших ребят сводятся к играм, просмотру забавных картинок и видео, общению в социальных сетях. А вот до формирования навыков, полезных при осуществлении дистанционного обучения, дело не доходит. Да и вообще, так же, как невозможно на данном этапе развития знать всю математику, так невозможно и знать всё о компьютере.
При обучении математике дело осложняется ещё и необходимостью набирать в текстовом редакторе дроби, степени, формулы, графики функций, таблицы, диаграммы. Это для детей и их родителей становится непосильной задачей. Одним из решений данной проблемы является написание домашних заданий от руки, фотографирование или сканирование написанного и отправка для проверки в виде картинки. Вот только исправить ошибки или выделить неправильное в картинке для учителя сложнее.
Следующая проблема заключается в том, что нынешнее поколение, вопреки нашим стараниям, учится не тому, чему нам хотелось бы, а тому, что кажется полезным им. В том числе – списыванию. Сейчас школьники научились это делать просто гениально. Разные виды шпаргалок, решебников, и технологий списывания могут удивить даже видавших виды преподавателей. А мобильный телефон вообще стал недобрым волшебником, который бесшумно и за считанные секунды предоставляет своему хозяину готовое решение задачи. Несколько нажатий клавиш – и результат работы одного отличника распространяется по всему классу.
Кроме того, сейчас в сети интернет много приложений, позволяющих ученикам, сфотографировав условие задания, тут же получить готовое решение. И, если раньше это касалось только упражнений из опубликованных сборников и учебников, то сейчас решение выдаётся на любую задачу, даже ту, которую учитель только что придумал и написал от руки.
Спрашивается: «Зачем вообще учиться чему-то? Тебе всё и так приносится на блюдечке даже не с голубой, а с золотой каёмочкой»
И если во время реального урока учитель ещё имеет шансы остановить процесс списывания, запретить пользоваться мобильными телефонами и установить реальный уровень знаний данного ученика, то при дистанционном обучении он эту возможность теряет.
Я столкнулась с такими проблемами на собственном опыте. Решение, набранное одним человеком, пересылается по электронной почте или передаётся с помощью флешки другим ученикам, а затем отсылается для проверки от имени разных адресатов. Выявить истинного автора очень сложно. Ведь можно требовать уникальности текста при написании сочинений по литературе, ответов на вопросы по истории. Но решений заданий по математике такой индивидуальности чаще всего не допускает и является шаблонным.
Опять-таки возникает вопрос обратной связи учитель-ученик. Нет, она существует, но она замедленна. В классе учитель мгновенно может исправить ошибку ученика и указать, на что ему нужно обратить внимание. После исправления первой ошибки может последовать вторая, которая тоже имеет шансы незамедлительно быть исправленной. Целостная картина уровня знаний, умений и навыков ребёнка складывается непосредственно у доски, за какие-нибудь 5-10 минут. При дистанционном обучении этот процесс растянут во времени, а поэтому не так эффективен.
Конечно, существует форма работы – вебинар, позволяющая учителю и ученикам общаться во время дистанционного обучения более полноценно. Однако и здесь не всё гладко.
Для проведения заседания методической комиссии учителей математиков города мы с коллегами тоже как-то попробовали прибегнуть к дистанционной форме и устроить вебинар. Но оказалось, что через скайп это сделать проблематично. Поддерживать связь с восемнадцатью слушателями, даже при том, что все их микрофоны и веб-камеры были выключены, оказалось невозможным. А ведь в классе учеников больше, чем восемнадцать, а иногда – больше тридцати.
Безусловно, можно решить все перечисленные мною проблемы. Можно, объединившись в группы, кропотливо создать банк лекций, мультимедийных презентаций, видео-уроков, тестовых заданий для каждого урока по программе математики общеобразовательной школы. Можно дополнить всё это дидактическими играми, биографиями великих математиков. Можно найти подходящие ресурсы и всё-таки проводить вебинары и веб-конференции.
Кстати, существует плагин для скайпа «Виртуальная доска», который позволяет ученику писать на экране с помощью мышки так же, как мелом на доске, а учителю, находящемуся на расстоянии исправлять его ошибки тут же в реальном времени, общаясь с ним при этом по скайпу. Правда, процесс написания символов с помощью мышки требует определённых навыков, и поначалу все записи выходят очень корявыми.
Всё это можно сделать. Добавьте к этому несомненные плюсы данной формы обучения: электронный журнал, систему отслеживания процедуры прохождения теста учениками, анализа уровня сложности вопросов, возможность для ученика самому выбирать, какие из предложенных ресурсов, в каком порядке и с какой скоростью изучать. Всё это очевидно и не подвергается сомнению.
Но означает ли это, что со временем, когда каждый урок математики будет тщательно разработан лучшими профессионалами, школы вообще перейдут на дистанционное образование и роль учителя сведётся к контролирующей и фискальной?
Попробуем ответить на этот вопрос, зайдя с другой стороны.
Согласились бы вы всю жизнь общаться с собственным ребёнком только через скайп? Нет? Вот странно! А, собственно говоря, почему? Ведь вы его видите и слышите. Вы разговариваете и общаетесь почти так же, как и при реальном физическом общении.
Но оказывается, что не только визуальный и звуковой ряд информации важен при общении. Запахи, тактильный контакт, взаимные реакции на мелкие события, происходящие рядом с вами – всё то, что остаётся за рамкой экрана при общении в скайпе – всё это тоже крайне важно для полноценного обмена информацией и общения.
Сейчас настал момент объяснить, почему я использовала цитату Белинского в начале статьи и упомянула театр при анализе перспектив дистанционного обучения. Человек, которые время от времени посещает театр, знает, что посмотреть пьесу по телевизору и вживую в зале – далеко не одно и то же. Кроме всего прочего, фильм отличается от театра тем, что не даёт такого полного общения с актёрами.
Во время спектакля от актёров к зрителям и обратно передаются мощные потоки энергии. Участники театрального действа заряжаются этой энергией и помимо вербальной и визуальной информации получают ни с чем несравнимые положительные ощущения. Это не метафора, не романтические выдумки, не научная фантастика. Это – реальные факты. Если не верите – сходите в театр и сами убедитесь.
А ведь хороший учитель обязательно является актёром. И он тоже во время урока вместе с информацией передаёт ученикам частицу своей души, вовсе не в фигуральном смысле. Хороший учитель вдохновляет, окрыляет, побуждает к дальнейшим исследованиям.
Вспомните своё детство или обучение своих детей. Ведь зачастую школьники увлекаются не столько предметом, сколько личностью учителя. Мне повезло. В моей жизни были Учителя, которые вдохновляли, потрясали, умиляли и были для меня кумирами. Из преподавателей Донецкого Государственного университета это Карташов Леонид Михайлович, Трегуб Роальд Михайлович и Мельник Сергей Анатольевич.
Невероятно сложный математический анализ и теория вероятностей не поддавались и казались китайской грамотой. Но эти люди с таким жаром, с такой любовью и непередаваемым чувством юмора читали лекции и проводили занятия, что мы верили каждому их слову.
Они показывали нам красоту и гармонию в мешанине математических символов, а мы сначала не видели ничего. Но, веря им, мы упорно штурмовали доказательства и, к своему удивлению находили и красоту, и гармонию в заумных теоремах там, где меньше всего этого ожидали.
Они излучали такую любовь к математике, что невозможно было не заразиться этой любовью и искренне не радоваться вместе с ними, когда очередная формула, иллюстрирующая какую-то таинственную грань мироздания, бывала доказана перед нами. Мы, конечно же, не сразу осознавали важность всех этих формул, но чтобы сделать приятное им, мы зубрили эти самые формулы, и вдруг совершенно неожиданно они оборачивались тончайшими и универсальными инструментами для изучения окружающей действительности. И мы недоумевали, как раньше обходились без них.
Эти люди ломали стереотипы нашего мышления и выворачивали наши мозги наизнанку. Они не обещали нам ничего, а просто открывали перед нами целый неизведанный мир и помогали делать в нём первые шаги.
Я очень благодарна своим преподавателям, и тем, кого назвала, и многим другим, общение с которыми стало для меня не менее важным открытием, чем весь курс обучения в университете.
Так вот, возникает вопрос, может ли компьютер так же вдохновить учеников на познание мира? Может ли окончательно и бесповоротно заменить учителя. Нет, конечно.
Ведь любой этап урока, любое незначительное событие, мельчайшая ситуация становятся для ребёнка воспитательным моментом. То, как реагирует учитель, то, какую роль играют в этом одноклассники, многому может его научить. Удачно сказанная шутка, афоризм, похвала или порицание, поддержка и дружеская ирония, даже просто молчание – всё становится инструментом в руках опытного педагога. А ведь таких инструментов в арсенале учителя бесчисленное множество. И, если правильно использовать эти инструменты, то процесс сухого усвоения знаний превращается в процесс познания мира и самого себя, в процесс развития личности и определения своего предназначения.
В школе ребёнок учится общаться со сверстниками и взрослыми. Этот навык, эта коммуникационная компетентность очень важна для будущей успешной деятельности человека и комфортного существования его в социуме. Корпоративное обучение, проектная деятельность, групповые формы работы не зря сейчас находятся в приоритетном положении. Даже конфликтная ситуация, правильно разрешённая, приносит много пользы для развития личности и даёт толчок к дальнейшему самосовершенствованию. Дистанционное обучение, по своей сути, общению научить не может.
Не подумайте, что я агитирую записываться в секту противников информационных технологий. Я просто стараюсь быть объективной. Конечно, если вдуматься, компьютер и интернет – это настоящее чудо, к которому мы как-то быстро привыкли и поэтому перестали удивляться. Это настоящее реальное воплощение ноосферы, про которую писал академик Вернадский. Это миллионы возможностей и шансов, необозримые пространства информации и рецепты на все случаи жизни.
Но, как и любое открытие, интернет является «палкой о двух концах» и «медалью с двумя сторонами». Наркотические вещества могут стать средствами для анестезии и кратчайшим путём к деградации личности. Алкоголь применяется как для изготовления лекарств и церковного причастия, так и для удовлетворения низменных потребностей. Радиоактивные вещества могут снабжать энергией города, а могут быть заряжены в бомбу, которая принесёт смерть миллионам.
Поколение, выросшее на компьютере и интернете, не смотря на все несомненные приобретения в своём развитии, очень многое потеряло.
Во-первых, оно разучилось читать. Дети перестали интересоваться книгами, стали безграмотными. Даже простая процедура чтения как такового, зачастую вызывает у них трудности. Нет, читают-то они довольно бегло, но попробуйте попросить их, рассказать, в чём смысл прочитанного.
Во-вторых, пристрастие к компьютерным играм и к фильмам, как ни странно, пагубно сказывается на фантазии и воображении. Раньше, читая книгу, человек должен был самостоятельно представлять героев и окружающую обстановку, а сейчас ему всё преподносят на блюдечке.
В-третьих, появилась определённая прослойка подростков и молодёжи, которые разучились общаться вживую. Социальные сети заменили дружбу, привязанность, любовь.
В-четвёртых, люди, предпочитающие компьютер, начинают меньше двигаться и перестают получать от движения удовольствие. А, как следствие, возникают проблемы со здоровьем.
Если сейчас начать внедрять дистанционное образование тотально и безапелляционно, то это приведёт к тому, что наша молодёжь, помимо всего перечисленного, разучится к тому же думать, трудиться и развиваться как личность.
Ни в коем случае я не хочу сказать, что нужно отказаться от компьютеров вообще и дистанционного обучения, в частности. Я просто обращаю ваше внимание на то, что дистанционное обучение – это всего лишь одна из образовательных технологий. И так же, как не существует панацеи от всех болезней, так и не существует универсальной технологии обучения.
Глупо, а, может быть, даже преступно пренебрегать возникающими новыми возможностями в сфере информационных и коммуникационных технологий. Задача педагога – направить неослабевающий интерес учеников к компьютерам в продуктивное русло. В этом смысле дистанционное обучение даёт огромные возможности и имеет грандиозные перспективы.
В экстремальных условиях, во время эпидемий, для детей с ограниченными возможностями учёба через компьютер становится настоящей палочкой-выручалочкой. Да и просто для закрепления материала, для развития самообразовательной компетентности, для повышения познавательного интереса школьников дистанционное обучение является незаменимым помощником.
Но нельзя зацикливаться только на этой форме работы, нельзя пренебрегать влиянием личности учителя на развитие учеников. Я уверена, что день, когда компьютер полностью заменит живого преподавателя, никогда не настанет. Потому что это будет началом полного развала общества.