Салтыков-Щедрин и Адам Смит о том, почему Россия отстаёт в развитии
Этот отчёт был подготовлен месяц назад, но, так как мы анализируем долгосрочные тренды в нашей отчизне, он остаётся суперактуальным и, к сожалению, еще долго будет таковым.
Отчизна наша известна тем, что любит создавать себе сложности, которые сама же затем с успехом преодолевает. Некоторые даже говорят, что это наша национальная черта и без этого мы не способны к развитию. Однако препятствия на пути свободного развития возникают не просто так. Их создают вполне конкретные люди.
Последние события дали нам повод заглянуть в эту проблему поглубже. Сначала второй-четвёртый президент заявил (в связи с делом журналиста Ивана Голунова, которому полицейские подбросили наркотики), что смягчать законодательство о хранении наркотических средств нельзя, но нужно создать спецструктуру, которая должна следить, чтобы полицейские наркотики не подбрасывали. Потом после отмены тем же самым президентом авиасообщения с Грузией его вице-премьер Максим Акимов заявил, что правительство прорабатывает механизм компенсаций убытков, которые авиакомпании понесут от этого решения. Наконец, специальный представитель того же самого президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта (и бывший руководитель администрации этого самого президента) Сергей Иванов заявил, что приезд туристов на Байкал придётся ограничивать, потому что порождаемые ими отходы слишком загрязняют озеро.
Политэкономический анализ ограничительных мер
И это лишь несколько примеров исключительно распространённого в нашей отчизне государственного подхода, который прекрасный наш Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин описал следующим образом:
Преимущественное назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы препятствовать. <…> Какая же была бы надобность в целой корпорации людей, которых специальное назначение заключается в принятии прекратительных мер без всяких к тому поводов?
К Салтыкову-Щедрину можно было бы добавить основоположника рыночной экономики Адама Смита (напомним, его читал ещё Евгений Онегин, благодаря чему, по выражению Пушкина, «был глубокий эконом»). Смит писал в «Исследовании о природе и причинах богатства народов»:
Согласно системе естественной свободы, государю надлежит выполнять только три обязанности: во-первых, ограждать общество от насилий и вторжения других независимых обществ; во-вторых, ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или обязанность установить хорошее отправление правосудия; и, в-третьих, создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп.
На основании мнения этих двух авторитетов вы могли бы подумать, что:
- вторжения независимого грузинского общества в общество российское не наблюдается, и, следовательно, нет оснований препятствовать авиасообщению с Грузией, куда в 2018 году съездило 1,7 миллиона российских туристов. И тогда не пришлось бы нарушать планы другого миллиона с лишним российских туристов, а также работу авиакомпаний и компенсировать последним убытки — компенсировать, заметим, из бюджета, куда мы все вносим налоги и откуда надеемся их получать в виде различных социальных благ;
- «установив хорошее отправление правосудия», можно действительно оградить каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, таких как полицейские, подбрасывающие наркотики по заказу или ради отчётности; сотрудники ДПС, берущие взятки и выигрывающие суды, имея десяток свидетелей в пользу водителя; специалисты по экстремизму, оскорблению власти и чувств верующих, которые видят подрыв конституционных и нравственных основ в репостах, лайках и лозунгах «Уважайте Конституцию!»; силовики, сажающие бизнесменов, которые не желают «крышеваться» или на которых поступил заказ от конкурентов, и проч., и проч., и проч.;
- а «создание и содержание определенных общественных сооружений и учреждений», таких как очистные сооружения, пункты по сбору мусора вообще и раздельному — в частности, а также учреждений по утилизации отходов, поможет защитить Байкал (как и любой другой населенный и природный пункт нашей необъятной отчизны).
Подумали бы вы так и оказались неправы.
Препятствия как двигатель развития
Ведь если применять подобные подходы, всерьёз встанет вопрос о смысле существования целой «корпорации людей, которых специальное назначение заключается в принятии прекратительных мер». И теперь представьте, что эти люди, которые больше ничего не умеют, вдруг останутся без работы! Сколько неудобств это создаст в повседневной жизни! Вообразите: работает ваш ресторан, повара еду готовят, посудомои посуду моют, официанты блюда разносят, и вдруг проскальзывает на кухню человечек со скачущими глазами и — шасть к кастрюле, суёт в неё что-то. Вы, когда оторопь проходит, оттаскиваете человечка от кастрюли, а он вырывается и кричит: «По инструкции санэпид-15478309085926 пункт 27-р подпункт 72-х ваш суп не соответствует норме!» Вы ему: «Откуда ты взялся? Все инструкции с более чем двузначным номером отменили!» А он: «И что, теперь людей, значит, травить можно?» Вы его в дверь выпихиваете, а он в форточку голову просовывает: «По инструкции санэпид-15478309085926 пункт 27-р подпункт 72-х…» Вы форточку закрываете, а из вытяжки над плитой вдруг обратная тяга: «По инструкции санэпид-15478309085926 пункт 27-р подпункт 72-х…».
Раньше как? Завёл «санэпида» в туалет, передал конверт, он пошёл себе довольный — и можно дальше безумную инструкцию 15478309085926 пункт 27-р подпункт 72-х не выполнять (ибо исполнить её невозможно). А тут шум, гам, повара соус бешамель в супы льют, горгонзолу в клубничное желе запихивают, официанты с ног сбились, в грязной посуде залитое яйцом мясо несут заказавшему салат с бобами. Ресторанный зал пустеет, негативные отзывы наполняют соцсети.
А как в такой ситуации быть предпринимателям? Что, можно открыть своё дело и, ведя его честно, иметь нулевой шанс оказаться за решёткой за вдруг невесть откуда выявленную налоговую недоимку, которая под пером следователей стремительно превращается в мошенничество в составе организованной преступной группы по предварительному сговору? Но тогда ведь не нужно будет задирать цены, чтобы компенсировать риски и побыстрее отбить вложения. Тут впору совсем растеряться. Люди перестанут понимать, как вести бизнес.
И – самое главное
Бурная деятельность президента, министров и спецслужб будет в значительной степени не нужна. Представьте себе. Приходят к президенту председатель правительства, отвечающие за развитие отечественной экономики, промышленности и технологий министры, а также силовики и говорят: «Мы тут подумали: надо в отчизне нашей все иностранные смартфоны запретить. Зачем поддерживать зарубежного производителя? Госдума примет соответствующий закон, создадим госкорпорацию, которая смартфоны и планшеты будет делать, операционную систему и приложения писать. В смартфоны и программное обеспечение встроим системы отслеживания владельца — его местонахождения, переговоров, переписки, образа мыслей. А то американцы, корейцы, китайцы за всем этим следят, а информация мимо нас течёт, даже закон Яровой, требования о хранении данных на территории отчизны и предоставлении ключей для дешифровки Telegram особо не помогают. А так — будем всё знать, потенциальных преступников, особенно экстремистов, раскачивателей лодки и организаторов несанкционированных митингов, ещё на этапе мыслепреступления ловить и отечественных разработчиков технологий поддержим».
Услышит такое президент и ответит: «Если притоку иностранных изделий и технологий, так полюбившихся согражданам нашим, воспрепятствовать, сильно огорчит это народ мой. Госкорпорация госсубсидий потребует, а деньги эти — не откуда-нибудь, а из бюджета, куда все сограждане наши налоги вносят и откуда надеются их получать в виде различных социальных благ. Ограничение конкуренции приведёт к созданию малоэффективного, низкокачественного и дорогого продукта, сильно уступающего иностранным аналогам и сильно превышающего их по цене». (Интересно, заметим мы, почему президент не говорит такого в иных случаях, например, в связи с продовольственными контрсанкциями и многочисленными госкорпорациями, занимающими монопольное или полумонопольное положение в других областях?)
А президент, будто читая эти наши мысли, продолжит: «Огорчится народ мой, упадёт уровень его счастья (а вместе с ним — мои рейтинги), останется у него меньше располагаемых доходов, благо и реальные уже который год падают». Что, конечно не благо, тут же оговорится президент и добавит: «Мы начнём проигрывать в международной конкуренции и отставать в мировом развитии!»
«А охранительные — "охраняющие", тут же оговорится президент, — органы будут на непонятно зачем нужную слежку ещё больше денег из бюджета требовать, а бюджет — это не просто так, туда все сограждане наши налоги вносят и оттуда надеются — и т. д. Да и вообще, не благо это — за согражданами своими как за детьми малыми или преступниками потенциальными всё время следить. Что они, не свободные люди, способные сами строить свою жизнь и повышать благосостояние своё и отчизны нашей?»
Скажет так президент, повесят головы министры и силовики — и пойдут уволятся с тоски, ибо весь смысл их существования пропадёт. За ними — прочие организаторы прекратительных мер в неисчислимых количествах. Безработица подскочит. Уровень потребления упадёт (ведь сколько людей останется без жалованья и заработка «на стороне»!), наступит экономический спад (усугублённый ситуацией, описанной в предыдущем разделе нашего отчёта).
Правда, в бюджете появится много свободных средств, оставшихся от зарплат помпадурам и помпадуршам; госсубсидий, выдаваемых «для поддержки», за лояльность и по знакомству; ассигнований на слежку за неугодными и на спецструктуры, следящие за спецструктурами, следящими за собственной безопасностью в спецструктурах. И такие средства можно будет выделить в виде различных социальных благ… Но это тема для отдельного глубокого анализа и нового отчёта.
------------------
Отказ от ответственности (сиречь, disclaimer): Представленные здесь мнения могут не совпадать с любыми другими и не являются офертой или предложением к покупке или продаже каких-либо ценных бумаг, товаров и услуг на любом рынке – финансовом, политическом, чёрном, рекламном, фермерском или рынке выходного дня, как и не являются призывом к какому-либо действию или бездействию.
Все права защищены © 2019