Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Степан Окунев
«Цифровая школа» — проект сравнительно новый, но уже успевший достаточно громко заявить о себе и стать центром притяжения разных точек зрения.
Правовым основанием для реализации проекта послужили: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295, Программа «Цифровая экономика РФ», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
Примечательно, что полностью реализовать проект на территории нашей необъятной страны планируют уже к 2025 году.
Что же включает в себя «Цифровая школа»? Предполагается проделать большой объем работы по созданию масштабного информационного ресурса «Цифровая школа», включающего в себя преобразованный в электронную форму весь необходимый школьный материал, который, в свою очередь, будет дополнен онлайн-курсами и уроками. Ученики смогут свободно пользоваться ресурсом для удовлетворения своих запросов и получения знаний.
Для реализации проекта будет необходимо решить ряд задач, а именно: оснастить школы информационно-коммуникационными технологиями, которые обеспечат бесперебойный доступ к электронной образовательной платформе, направить учителей на курсы повышения квалификации для более эффективного использования ресурса, привить ученикам навыки работы с информационными технологиями и большими массивами данных.
После реализации грядущих изменений обучение должно стать более вариативным и личностно-ориентированным. За учителем окончательно закрепится статус куратора, направляющего обучающихся в соответствии с их интересами и запросами.
Предстоит проделать большой объем работы, но что же мы имеем на сегодняшний день?
В целях привлечения внимания к данной теме на проблемные вопросы ответила учитель Ганусовской средней общеобразовательной школы Рыженкова Юлия Михайловна.
— Юлия Михайловна, вы уже достаточно долгое время работаете в школе, какие цифровые инструменты за это время стали для вас неотъемлемыми помощниками?
— Знаете, цифровые технологии все больше и больше проникают во все сферы нашей жизни, не исключение и наша сельская школа. При проведении уроков я с удовольствием использую рабочий компьютер, Интернет, проектор и мультимедийную доску. Дети принимают активное участие в подготовке презентаций, с интересом смотрят учебные фильмы, которые мы потом все вместе обсуждаем.
— Наверняка ведь есть и какие-нибудь сложности, с которыми приходится сталкиваться?
— Прежде всего, это недооснащение учебных классов. В нашей школе из тридцати двух только пять классов полностью укомплектовано. А при использовании Интернета большинство сайтов ограничили фильтрами, которые не позволяют на них зайти, хотя там содержится полезная для учебы информация.
— Но все же, каково ваше мнение о цифровизации и какие возможности в ней вы видите? В частности, что вы думаете о проекте «Цифровая школа»?
— Цифровизация-процесс необратимый, в целом, к этому явлению я отношусь положительно. При должном оснащении учебных классов цифровые технологии только облегчат работу учителя, позволят больше времени посвятить непосредственно преподаванию и творчеству. Насколько я знаю, «Цифровая школа» находится сейчас в начальной стадии, у нас, разве что, только электронные дневники есть. Но постепенно нас начинают подготавливать к реализации этого проекта. Моя мама, например, тоже учитель с большим педагогическим стажем, недавно была на курсах повышения квалификации, где им как раз рассказывали про «Цифровую школу».
— И какое у нее сложилось впечатление?
— Проект ей очень понравился, он призван облегчить обыденную работу учителя, ученики получат доступ к большому объему информации. Но, наверное, как и любой учитель старой закалки, она настаивает на том, что электронный ресурс должен быть дополнением к бумажной версии учебников.
— Меняется ли роль учителя в современном мире?
— Безусловно. Сегодня учитель-это, прежде всего, куратор и друг, который помогает в удовлетворении потребностей учеников. А цифровые технологии, в свою очередь, должны стать другом и помощником для него.
Учитель всегда был и останется для подрастающего поколения не только источником информации. Это человек, который является нравственным ориентиром, наставником и старшим другом, готовым всегда прийти на помощь и поделиться жизненным опытом.
Никакие информационные и информационно-коммуникационные технологии не способны полностью заменить учителей, они лишь призваны взять на себя всю рутинную и малоприятную работу. Это мнение также разделяет и министр просвещения РФ Васильева О. Ю. В рамках III Международной конференции «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании» она отметила, что «никакие цифровые технологии не заменят в ближайшем обозримом будущем живого учителя. Роль педагога в образовательном процессе чрезвычайно важна».
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»