Актриса театра и кино Ингеборга Дапкунайте рассказывает о хрупкости и дыхании работ швейцарского скульптора, живописца и графика Альберто Джакометти, которые можно увидеть на выставке «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное».
Не помню, когда я первый раз увидела скульптуру Джакометти. Но запомнилась она навсегда. Его ни с кем не спутать.
Тонкие фигуры, застывшие в движении, — может, они близки мне, потому что напоминают замки из мелкого песка, которые мы строили в Паланге на пляже, капая застывающую водную массу и создавая ажурные башни. Люди Джакометти — и воздушные и, вместе с тем, земные — они все стоят на базе-земле. На каждую скульптуру можно смотреть долго, открывать что-то новое: наклон головы, подъем плеча, руки. Даже в статичной, совсем прямой, полной достоинства фигуре женщины — дыхание.
«Троих идущих» принято воспринять как образы трех случайно встретившихся и «проходящих мимо друг друга» одиночеств. Но если смотреть с разных сторон на этих троих мужчин, застывших в ходьбе, можно увидеть разную динамику их отношений — кто-то ведёт, кто-то объединяет. «Падающий человек» — с его шаткостью, уязвимостью жизни человека, которому требуются большие усилия, просто чтобы устоять на месте — и падает, и как будто кого-то невидимого хочет обнять.
Как ни странно, когда смотрю на работы Джакометти, мне хочется говорить: «Пожалуйста, не трогайте, это очень хрупко, любуйтесь с расстояния».