Найти тему
#книгобзор

Записки русской классики | Часть II

Всем привет, это Никита Нефёдов. Как-то вдруг я осознал, что немало произведений озаглавлены «Записками...». Из любопытства покопавшись в сети, я не нашёл каких-либо списков или подборок, поэтому решил собрать их сам. Представляю вам вторую часть самых-самых «Записок...» русской литературы...

Записки Достоевского

«Запи́ски из Мёртвого до́ма» — произведение Фёдора Достоевского — одноимённая повесть в двух частях и несколько рассказов — которое стало для автора повторным дебютом и принесло всемирную известность.

Создавалось оно под впечатление от заключения Фёдора Михайловича в Омском остроге, куда писателя сослали по делу петрашевцев. Первые главы автор писал ещё в госпитале острога с позволения старшего врача, а рукописи долгое время хранились у старшего фельдшера. Сама повесть состоит из небольших зарисовок без сквозного сюжета, в которых раскрываются быт и нравы каторжан середины XIX века.

После освобождения от каторги Достоевский работает над несколькими произведениями, параллельно обдумывая замысел будущих «Записок из Мёртвого дома» и работая над отдельными главами. Впервые о своём намерении опубликовать эту книгу Фёдор Михайлович сообщает в письме брату от 11 октября 1859 года:

«Не думай, милый Миша, что я задрал нос или чванюсь с моим «Мёртвым домом», что прошу 200 р. Совсем нет; но я очень хорошо понимаю любопытство и значение статьи и своего терять не хочу»
из письма Фёдора Достоевского брату Михаилу.

Введение и первая глава появились в газете «Русский мир» в сентябре 1860 года. Затем последовал перерыв, возобновилась публикация в январе 1861 года. На страницах газеты снова появились Введение и первая глава, а затем были напечатаны вторая, третья и четвёртая. Не смотря на подпись в конце четвёртой главы «Продолжение впредь», публикация произведения в «Русском мире» на этом завершилась.

Иллюстрация к «Запискам из Мёртвого дома». Художник – Анель Толкачёва.
Иллюстрация к «Запискам из Мёртвого дома». Художник – Анель Толкачёва.

В полном объёме «Записки из Мёртвого дома» впервые были напечатаны в журнале «Время»: сперва в апрельской книге 1861 года были опубликованы первые четыре главы как напоминание читавшим и введение для новых читателей, затем продолжение публиковалось с сентября по ноябрь 1861 года и с января по март 1862 года, а заключительные главы были напечатаны в майской книге, но без главы «Товарищи».

Из-за цензурного запрета эту главу Достоевскому удалось напечатать только в декабрьской книге журнала, при этом она не попала и в отдельные издания «Записок из Мёртвого дома» 1862 года, так как Фёдор Михайлович получил разрешение только ближе к концу года.

«Запискам из Мёртвого дома» литературоведы придают большое значение в рамках творчества Достоевского. Во-первых, для Фёдора Михайловича книга стала повторным дебютом, после которого о нём снова заговорили как о большом писателе после большого перерыва из-за ссылки и ряда непонятым современниками произведений.

Во-вторых, произведение служит своего рода перевалочным пунктом для Достоевского на его творческом пути к так называемому Пятикнижию. Именно в «Записках из Мёртвого дома» впервые появляются важные для автора идеи, концепции и типажи, которые затем перекочевали в романы 60-х: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

И наконец, в-третьих, именно от «Записок из Мёртвого дома» исследователи ведут историю такого жанра русской литературы как «лагерная проза».

«Не следует забывать, кроме того, что эта эпоха [общественного подъема перед реформами 60-х годов]оставила нам одну страшную книгу, своего рода carmen horrendum, которая всегда будет красоваться над выходом из мрачного царствования Николая, как известная надпись Данте над входом в ад: это – «Мёртвый дом» Достоевского, страшное повествование, относительно которого автор, вероятно, и сам не подозревал, что, очерчивая своей закованной в кандалы рукой фигуры своих сотоварищей-каторжников, он создавал из нравов одной сибирской тюрьмы фрески à la Буонарроти»
Александр Герцен о «Запи́сках из Мёртвого до́ма»
Достоевский в 1860-х
Достоевский в 1860-х

«Запи́ски из подпо́лья» — повесть Достоевского, изданная в 1864 году, которую признают одним из истоков идей экзистенциализма. Сюжет представляет собой исповедь бывшего столичного чиновника и философскую повесть о сущности человека.

Фёдор Михайлович писал повесть с января по май 1864 года. Фоном для создания произведения послужили добытое вновь литературное признание, издание журнала «Время», тяжёлая болезнь и последовавшая за ней смерть первой жены Марии Дмитриевны в апреле 1864 года.

Если «Записки из Мёртвого дома» представляли собой околодокументальную литературу, то «Записки из подполья» причисляют к идеологическому роману, где, согласно Энгельгардту, «героиней материала становится идея».

Первая часть повести содержит идеологические и философские размышления героя-рассказчика, перемежающиеся с его спорами с популярными научными теориями тех лет. Во второй же части акцент смещается на события и поступки главного героя: практику, подтверждающую теоретический материал первой части.

Новое произведение Достоевского публиковалась в первых номерах журнала «Эпоха». Как и большинство работ Фёдора Михайловича, «Записки из подполья» писались и печатались порциями: первая часть была опубликована в конце марта, а четвёртый номер журнала со второй частью повести вышел в печать в июне. Перерыв в работе случился из-за смерти Марии Достоевской, вторую часть произведения автора спешно дописывал в мае.

Иллюстрация к «Запискам из подполья». Автор: Александр Алексеев, 1967 год.
Иллюстрация к «Запискам из подполья». Автор: Александр Алексеев, 1967 год.

При жизни Достоевского повесть была переиздана дважды: сперва в составе второго тома собрания сочинений 1865 года, а затем в 1866 году она была напечатана отдельным изданием. Больше писатель не включал произведение в прижизненные издания.

Публикация повести не вызвала никакой реакции, кроме пародии Салтыкова-Щедрина, в которой высмеивался герой и унылый тон «Записок из подполья». Большие критики начали упоминать произведение в своих статьях только после публикации «Преступления и наказания» в 1866 году.

Слава пришла к «Запискам из подполья» в конце XIX века, когда в них увидели сходство с философией самого популярного мыслителя того времени — Фридриха Ницше. Но настоящие мировое признание повесть получала в середине XX века, когда её стали называть «увертюрой к экзистенциализму», а главного героя — литературным предком героев Сартра, Камю и других европейских авторов.

Кроме того, в «Записках из подполья» свою художественную форму обрели ключевые для позднего Достоевского почвеннические концепции и сюжетные ходы: отныне в каждом большом его романе присутствовали болтливые герои-идеологи с собственными идеями, апология христианства, в том или ином виде, и критика рационалистических учений.

«Весь Ф. Нитчше для меня в «Записках из подполья». В этой книге — её всё ещё не умеют читать — дано на всю Европу обоснование нигилизма и анархизма»
Максим Горький о «Записках из подполья» Фёдора Достоевского.

Понравилась статья? Ставьте ваш подпольный лайк и делитесь материалом с друзьями. Пишите в комментариях, читали ли вы «Записки из Мёртвого до́ма» и «Записки из подполья», какие впечатления остались у вас от этих произведений?

В следующих статьях расскажу вам о «Записках...» самой популярной детской писательнице дореволюционной России и, возможно, самого необычного классика советской литературы...

Ждут вашего внимания:

Записки русской классики | Часть I | О том, как Гоголь сходил с ума, Тургенев охотился в деревне, а Толстой проигрался в Петербурге...

Записки русской классики | Часть III | О том, как Булгаков входил в литературу, служил земским врачом и разочаровывался в закулисье театра...

Достоевский и Валиханов ждут лайк-репост-подписку. По легенде именно тогда родилась фраза "Тварь я дрожащая, иль право имею?".
Достоевский и Валиханов ждут лайк-репост-подписку. По легенде именно тогда родилась фраза "Тварь я дрожащая, иль право имею?".