Найти тему
OC Media

Мужчинам с Северного Кавказа пора перестать указывать женщинам место

Оглавление

Наиболее громкая критика успешных женщин российского Северного Кавказа часто приходит из-за границы, от беженцев из Чечни, Дагестана и Ингушетии, проживающих в западных странах.

«Нет, не было такого у нас никогда!» — восклицали чеченцы из диаспоры в Берлине, увидев на обложке кавказского журнала портрет Коки Тубуровой и подпись «В горах управляет женщина».

Тубурову, жительницу Шатойского района Чечни, выбрали незадолго до этого главой села. Она, бездетная и незамужняя, много лет проработала сельским учителем, а в годы войны трудилась бесплатно, рисковала жизнью, посвящала себя ученикам. Ее уважают, она авторитет.

Но досужие еврочеченцы вмиг решили, что негоже женщине править селом. Патриархальные взгляды и глубокая вера в традиции — вот залог восприятия женщины-лидера как угрозы.

Женщины на руководящих постах

-2

Обложка журнала Дош.

В патриархальном обществе женщинам четко предписаны роли: воспитание детей, ведение дома. Поэтому те, кто стремится на руководящие посты, часто подвергаются жесткой критике мужчин. «Вы бросаете вызов традициям!» — голосят самодеятельные эксперты.

Мадина Садылханова, чеченская волонтерка, помогавшая задержанным и похищенным в Египте кавказским студентам, неоднократно слышала удивленные вопросы от земляков: «Почему вдруг такая самостоятельная?»

Амина Садулаева, исполнительный директор чеченской благотворительной организации по правам человека Vayfond в Европе, то и дело вынуждена отбиваться в в соцсетях от вайнахских мужчин, указывающих ей «женское место».

Загру Магомедову, кандидатку в российскую Государственную думу от Дагестана в 2011 году, односельчане стыдили и поучали: «Куда ты лезешь, это некрасиво, политика — мужское дело!»

Амину Окуеву, чеченку, воевавшую в Украине, яростно подвергали остракизму в социальных сетях  до убийства в 2017 году и после смерти. Они была яркой военной и медийной персоной, полной противоположностью обывательнице-домоседке.

С моей подругой, кандидатом наук из Чечни, как-то заговорил в Москве ее односельчанин, студент. Он спросил, с кем из семьи она приехала в столицу и, узнав, что без сопровождения, очень переживал: «Так не положено». На тот момент девушке-ученой было уже 32.

Всего несколько примеров осуждающего обращения. Но с ним сталкиваются почти все влиятельные женщины с Северного Кавказа. Это цена за шанс поднять голову выше гендерных рамок.

90 % опрошенных дагестанцев, по информации сайта Даптар, не видят женщину на руководящих постах. Пусть главным будет мужчина, полагают люди, если даже он не вполне соответствует должности профессионально. Пусть нами правит неквалифицированный, но зато носитель определенных половых признаков, — полагают опрошенные.

Общественницы и правозащитницы с Северного Кавказа, давно доказавшие полную независимость от мужчин, способность решать проблемы и обеспечивать семью, все равно, «для вида», отпрашиваются у мужа, куда бы они ни ехали. Даже если социальный статус супруга ниже. Таким образом жены отдают дань традиции, остаются в ее рамках и получают легитимную возможность развивать карьеру.

Когда мужчина принимает женскую помощь в виде денег, хлопот, или защиты его интересов, разговоры о ведомой роли женщины стихают. Например, юристку, безвозмездно помогавшую в Чечне салафитам, обвиненным в подготовке теракта, не спрашивали, кто ее сопровождает, как так вышло, что она одна ездит за рулем, и почему не носит платок.

Читайте дальше здесь